23 января 2021 09:46

23 января 2021 09:46

Затянувшееся ожидание

В очередной раз правительство Иркутской области отложило создание Байкальской пригородной пассажирской компании.
Каждый день езжу на электричках на работу и обратно. Каждый день слышу ворчание пассажиров по поводу перенаселённости вагонов и сокращения составности пригородных поездов. Дескать, то ли дело раньше – наши электрички бегали одна за другой, а сегодня их не дождёшься...

Пассажиры пока охотно пользуются услугами электричекВ очередной раз правительство Иркутской области отложило создание Байкальской пригородной пассажирской компании.

Каждый день езжу на электричках на работу и обратно. Каждый день слышу ворчание пассажиров по поводу перенаселённости вагонов и сокращения составности пригородных поездов. Дескать, то ли дело раньше – наши электрички бегали одна за другой, а сегодня их не дождёшься...

– Люди правы? – задаю вопрос заместителю начальника дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении по экономике Алексею Башурову.

 

– Резоны в таких доводах есть, но сами посудите: правительство Иркутской области выделило нам на 2010 год, с разбивкой по месяцам, всего 149 млн рублей. В прошлом году компенсация убытков составляла 253 млн рублей. Соответственно, мы определили на текущий год план в 18,4 млн вагоно-километров, что составляет 60% от уровня прошлого года. Под эту работу и планировали составность поездов, график их движения.

 

В середине марта совет директоров ОАО «РЖД», а в его состав входят и чиновники федерального правительства, вынес решение о создании пригородной компании в Иркутской области. Кстати, на сегодня между ОАО «РЖД» и региональными властями заключено 56 договоров по организации пригородного движения с целью самоокупаемости электричек. Уже с будущего года будет прекращено перекрёстное субсидирование убытков местных пассажирских перевозок за счёт грузовых. Мало того, Министерство транспорта РФ приняло проект федерального закона «Об организации регулярного пассажирского сообщения в РФ». Судя по этой законодательной инициативе, предполагается выделять из бюджета страны в бюджеты регионов софинансирование расходных обязательств в сфере обслуживания населения железнодорожным транспортом. Такого закона действительно ждут на местах. Ждут его пассажиры, региональные власти и, конечно, железнодорожники-пригородники.

 

Чтобы поправить свое финансовое положение, ныне региональная дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении предпринимает решительные действия. Да, электрички, особенно на пассажироёмком отрезке пути Транссиба от Тайшета до Слюдянки, стали реже ходить, и здесь предпринимаются энергичные шаги по снижению затрат на содержание пригородного подвижного состава. Но на железнодорожном транспорте на всём и вся не сэкономишь. Особенно это касается обеспечения безопасности движения поездов, сохранения здоровья и жизни пассажиров. Недавно региональная дирекция стала балансодержателем 836 посадочных платформ ВСЖД. Но чтобы содержать их достойно, понадобятся многомиллионные затраты.

Несмотря на убыточность перевозок, дирекция ежегодно получает по одному-два новых состава, одновременно списывая по два-три поезда, отслуживших свой срок.

 

Пригородники Восточно-Сибирской уже к летним перевозкам собираются запустить рельсовые автобусы РА-2 в трёхвагонном исполнении на отрезке пути Улан-Удэ – Наушки. Не за горами открытие движения так называемых рабочих поездов с перевозкой населения по субботам по бамовскому маршруту Лена – Хани. На этом участке специалисты дирекции провели мониторинг и убедились в востребованности услуг по экономически обоснованным тарифам. Согласился с этим и президент Бурятии Вячеслав Наговицын, давший добро на социальный заказ по перевозке граждан этих отдалённых территорий республики.

У руководства дороги сложилось стойкое мнение о необходимости создания в границах подконтрольного ВСЖД полигона трёх самостоятельных пригородных пассажирских компаний. Одна из них – Байкальская (Иркутская), вторая – Улан-Удэнская, третья – Кругобайкальская. Как бы ни тянули время региональные власти с целью экономии денежных средств на социальном транспортном заказе, сделать это рано или поздно придётся. И чем быстрее, тем лучше, прежде всего для населения.

 

Как предполагали разработчики очередного бизнес-плана по созданию ОАО «Байкальская пригородная пассажирская компания», оно будет зарегистрировано со скромным уставным капиталом в 100 тыс. рублей. Учредителями предприятия должны стать ОАО «РЖД» с долей в уставном капитале 51% и правительство Иркутской области (49%). Производственные фонды пригородной дирекции, а они тянут на 1 млрд рублей, решено оставить в собственности ОАО «РЖД». Ведь в случае банкротства предполагаемого пригородного предприятия они запросто могут уйти за бесценок с молотка.

 

На первом этапе развития (до конца текущего года) было решено вести хозяйственную деятельность в форме агента ОАО «РЖД» по обслуживанию пассажиров в пути следования пригородных поездов и на остановочных пунктах, по оформлению проездных документов и сбору денежной выручки. А на втором этапе (с начала следующего года) ОАО «БППК» должно взяться за роль перевозчика на всей территории Иркутской области на полигоне ВСЖД. Причём с выходом компании на безубыточный уровень за счёт снижения эксплуатационных расходов и по формированию гибкой тарифной политики. Уже в 2011 году планировалось получить чистой прибыли 2 млн 461 тыс. рублей.

 

Начало хозяйственной деятельности ОАО «БППК» планировалось на первое апреля. Но недаром в народе говорят: первого апреля никому не верь. Сославшись на бюджетную несостоятельность, отягощённую пресловутым кризисом, региональное правительство не стало рисковать, в очередной раз переложив груз экономической ответственности на плечи ОАО «РЖД». В региональной пригородной дирекции считают, что уход чиновников от оплаты железнодорожного транспортного заказа неизбежно приведёт к росту тарифов на проезд в электричках до начала летних перевозок от 30% до 50%.

Александр Филиппов (фото автора)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30