22 октября 2020 12:25

22 октября 2020 12:25

Советчики машинистов

Дорожный технологический центр по приборам безопасности в июне отметит своё десятилетие.
За свою более чем столетнюю историю ВСЖД как неотъемлемая часть Транссиба привнесла в железнодорожную отрасль России немало ценных организационных и технологических наработок. В этом списке особое место занимает опыт восточносибирцев по формированию единой технической политики в сфере приборов безопасности.

Электромеханики ТЦБ Александр Радайкин (слева) и Борис ИшинДорожный технологический центр по приборам безопасности в июне отметит своё десятилетие.

За свою более чем столетнюю историю ВСЖД как неотъемлемая часть Транссиба привнесла в железнодорожную отрасль России немало ценных организационных и технологических наработок. В этом списке особое место занимает опыт восточносибирцев по формированию единой технической политики в сфере приборов безопасности.

– Мы гордимся тем, что наш дорожный технологический центр по приборам безопасности был создан одним из первых на сети железных дорог, – говорит начальник ТЦБ Андрей Башуров. – Опыт Восточно-Сибирской в начале 2000-х годов приезжали изучать специалисты большинства дорог, в частности наши соседи с Красноярской и Забайкальской.

 

Точкой отсчёта биографии ТЦБ стал приказ начальника дороги Александра Касьянова от 27 июня 2000 года «О создании дорожного технологического центра по эксплуатации, ремонту, диагностике и контролю аппаратуры АЛСН, КЛУБ, локомотивных микропроцессорных систем и приборов безопасности».

Не последнюю роль в становлении новой дорожной структуры сыграл тогдашний начальник локомотивного депо Иркутск-Сортировочный Сергей Гапеев.

 

– Дело в том, что в первые годы своего существования наш центр являлся структурным подразделением ТЧ-5, – напоминает заместитель начальника ТЦБ Сергей Фадеев. – И потому именно иркутские локомотивщики оказали нам тогда наибольшую реальную помощь в создании материальной базы, а также в формировании кадрового состава. В частности, очень помог электротехнический цех, выделивший для нового центра электромехаников по ремонту микропроцессорных систем САУТ и электронных скоростемеров, слесарей КИП, электромехаников по ремонту аппаратуры АЛСН.

К слову, ТЦБ по-прежнему располагается в том же месте, на тех же производственных площадях, что и десять лет назад. Единственная разница в том, что теперь рядом уже не ТЧ-5, а созданное чуть больше года назад Иркутское ремонтное локомотивное депо.

 

– В оперативном плане мы работаем под эгидой дирекции по ремонту тягового подвижного состава, – уточняет Андрей Башуров. – Помимо чисто локомотивных дел наш центр также занимается организацией обслуживания приборов безопасности, находящихся на специальном самоходном составе (ССПС), и тяжёлой путевой техники. В общем, в буквальном смысле трудимся для всей Восточно-Сибирской дороги.

Андрей Башуров знакомит меня с работой ТЦБ. В ремонтно-технологическом участке разговорился с одним из его опытнейших работников электромехаником Борисом Ишиным. Перед тем как прийти в центр, он долгие годы трудился бригадиром по настройке радиоизмерительных приборов на одном из предприятий оборонного комплекса Иркутска. Его работа была оценена медалью «За доблестный труд». По словам моего собеседника, он благодарен судьбе за то, что она свела его с Восточно-Сибирской железной дорогой и ТЦБ.

 

– Работа у нас по-настоящему творческая, есть где применить свои знания и опыт, – признаётся Борис Ишин. К примеру, для функционирования комплекса локомотивных устройств безопасности (КЛУБ) требуется создание так называемой электронной карты дороги, которая вкладывается в электронную память комплекса.

– Свои услуги в этом вопросе предложили разработчики из института ВНИИАС, –рассказывает Сергей Фадеев. – Но нас отпугнула цена. Представляете, за каждые 100 километров пути москвичи запрашивали ни много ни мало 35 тысяч рублей! Мы своими силами разрабатываем электронную карту, благодаря чему ежегодно экономим для дороги более 450 тысяч рублей.

 

Несколько лет назад специалисты ТЦБ одними из первых на сети дорог России внедрили в тепловозах маневрово-хозяйственного движения ВСЖД телеметрическую систему контроля бодрствования машинистов (ТСКБМ), работающих «в одно лицо».

Мои собеседники показали эту систему. Оказалось, что она представляет собой наручный браслет, который позволяет отслеживать физиологические показатели машиниста, а именно пульс, артериальное давление. Благодаря применению этой системы определяется не только общее состояние машиниста, но и степень его бодрствования, отвлечения внимания. В случае потери бдительности система выдает звуковой сигнал, после чего машинист обязан подтвердить свою работоспособность нажатием кнопки. Если же этого не происходит, ТСКБМ экстренно затормозит состав.

 

Школу ТЦБ прошли немало известных на Восточно-Сибирской дороге специалистов. Его первым руководителем был нынешний начальник дорожного ситуационного центра Сергей Исаченков. Определённое время ТЦБ возглавляли начальник отдела организации и оплаты труда ВСЖД Николай Михальчук и заместитель начальника дирекции по ремонту тягового подвижного состава Фёдор Сидоров.

Проведение единой технической политики по приборам безопасности, использование новых устройств и соответствующего программного обеспечения – всё это можно с полным правом занести в актив ТЦБ. В планах 2010 года – дальнейшее внедрение надёжных советчиков машинистов – локомотивной аппаратуры САУТ-ЦМ, регистратора переговоров РПЛ-2м, телеметрической системы контроля бодрствования.

Борис Ступин (фото Владимира Кузьмищева)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31