27 октября 2020 06:28

27 октября 2020 06:28

Эльвира Чиликина: Социальные льготы дороже денег

Предоставление работникам социально значимых услуг по эффективности конкурирует с простым повышением зарплаты.
Беседовать с начальником дирекции социальной сферы ВСЖД Эльвирой Чиликиной было бы легко, наверное, любому. Она не говорит об особенностях труда локомотивщиков на маршрутах, о путейской специфике или о том, как работа выматывает силы проводников. Наш разговор с ней о другом: какой заботой окружены работники ОАО «РЖД» вне работы, какие социальные льготы даёт им компания кроме заработка.

Предоставление работникам социально значимых услуг по эффективности конкурирует с простым повышением зарплаты.

Беседовать с начальником дирекции социальной сферы ВСЖД Эльвирой Чиликиной было бы легко, наверное, любому. Она не говорит об особенностях труда локомотивщиков на маршрутах, о путейской специфике или о том, как работа выматывает силы проводников. Наш разговор с ней о другом: какой заботой окружены работники ОАО «РЖД» вне работы, какие социальные льготы даёт им компания кроме заработка.

 

– Эльвира Олеговна, на балансе ВСЖД находятся различные объекты социальной сферы. Они всем известны, но не будет лишним обозначить основные направления их деятельности. Какие обязательства сохраняет за собой работодатель?

– Мы как представители компании, работающие в социальном направлении, реализуем политику ОАО «РЖД» в отношении железнодорожников и членов их семей, а также пенсионеров и ветеранов отрасли. Не остаётся без внимания и молодёжь. Если в комплексе, то это оздоровление и физическая реабилитация работников, их детей, организация и проведение различных корпоративных мероприятий, включая культурно-массовые и спортивные, плюс организованный отдых и развлечения. Сюда входят поздравления сотрудников с праздниками, встречи коллектива с руководством дороги, организация профессиональных конкурсов и многое другое.

В составе дирекции социальной сферы ВСЖД шесть санаториев-профилакториев, один пансионат, 3 базы отдыха, 3 детских оздоровительных лагеря, 11 объектов культуры и 18 объектов спорта. Бремя для работодателя довольно ощутимое, но именно здесь выполняются положения компании о социальной ответственности бизнеса. В 2009 году содержание названных учреждений, включая расходы на детскую железную дорогу, обошлось ВСЖД в 173 млн рублей.

 

– То есть ваше хозяйство – полностью на дотации?

– Деятельность санаториев-профилакториев и детских лагерей в 2009 году дала нам положительный финансовый результат. В санаториях-профилакториях было оздоровлено более 8,5 тысячи человек, прошли реабилитацию 2,5 тысячи машинистов локомотивных бригад. Лучшими на дороге признаны СП «Подлеморье» в Северобайкальске и СП «Иркутский» на станции Иркутск-Сортировочный. За обеспечение эффективной деятельности начальником дороги поощрены главные врачи Виталий Патюк и Михаил Паланица.

Но не секрет, что объекты спорта и культуры являются сегодня убыточными, вся их выручка не превышает 11-процентный барьер от фактических затрат на содержание.

 

– А могут ли в принципе традиционные объекты культуры существовать на полной самоокупаемости?

– Фактически в России сегодня невозможно существование некоммерческой организации культуры без опекающей, защищающей, частично финансирующей государственной, коммерческой или благотворительной структуры. Поэтому решающий фактор выживания и развития домов культуры на узловых станциях – поддержка со стороны ОАО «РЖД». Для повышения своей рентабельности объекты культуры могут идти двумя путями: искать средства в других источниках или зарабатывать самостоятельно. Нам следует развивать различные формы партнёрства с муниципальными, региональными органами власти, ориентированными на сохранение объектов культуры в своих регионах.

 

– В том же русле и только при внешней поддержке способен развиваться и спорт?

– Конечно. Например, ДФСК «Локомотив» остаётся визитной карточкой спортивной жизни ВСЖД при активной финансовой помощи дороги. У нас функционируют 154 спортивных секции, в которых занимаются свыше 4,7 тысячи железнодорожников и членов их семей. Только за первый квартал текущего года наши спортивные сооружения посетили свыше 7 тысяч человек. Ещё около тысячи приняли участие в спортивных меро-приятиях, проведённых с начала года дорожным физкультурно-оздоровительным комплексом «Локомотив» и его узловыми отделениями. Особенно массово проходят дни здоровья, зимние и летние спартакиады, соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья» и традиционная легкоатлетическая эстафета на призы газеты «Восточно-Сибирский путь» с охватом более 2 тысяч участников. Наши сборные команды принимают участие во всероссийских соревнованиях «Лыжня России», «День бега», а также в международных чемпионатах и кубках ОАО «РЖД». В феврале детская сборная ВСЖД стала чемпионом на зимней спартакиаде компании в Ярославле.

Процесс реформирования ОАО «РЖД» требует новых решений в области физической культуры и спорта, прежде всего в содержании спортивных объектов, совершенствовании организационно-правовой формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы и её финансировании. Словом, несмотря на убытки, социально-культурная и спортивная сферы рассматриваются в компании не только с экономических позиций.

 

– А с каких ещё? Ведь затраты лишь на нашей дороге довольно приличные, а по компании они в десятки раз больше...

– Железнодорожный транспорт в силу своей специфики имеет значительное количество рабочих мест с тяжёлыми и вредными условиями труда. Как правило, неблагоприятные условия – источник не только профессиональных заболеваний, но и психологического дискомфорта. Работа наших оздоровительных центров в определённой степени направлена на профилактику заболеваний, создаёт условия для физической и психологической реабилитации и восстановления работоспособности. Сфера культуры и спорта, согласитесь, повышает настроение. Хорошее, бодрое настроение – это психологическая составляющая, эффект от неё трудно вписать в экономические формулы, но он, несомненно, положительно влияет на трудовую активность людей. Как и формирование в них уверенности, что компания заботится о своих работниках, о членах их семей, например обеспечивает льготными путёвками в санатории-профилактории, на базы отдыха, в детские оздоровительные лагеря. Предоставление социально значимых услуг считается эффективнее простого повышения заработной платы, поскольку представляет собой избирательные персональные затраты. Работники чувствуют больше удовлетворённости от того, что работают именно в компании, а компания, финансируя «социалку», получает в ответ более полную реализацию трудового потенциала, и как итог – повышение качества предоставляемых железной дорогой услуг и безопасность перевозок.

 

– Чем убедительнее вы об этом говорите, Эльвира Олеговна, тем острее выглядит противоречие: процессы реформирования отрасли предполагают передачу части объектов социальной сферы в муниципальную собственность.

– Действительно, для снижения бремени отраслевых затрат программой структурной реформы предусмотрено сокращение расходов на содержание непрофильных активов. Но, осуществляя работу по передаче убыточных объектов в гражданско-правовой оборот, ВСЖД вместе с тем сохраняет систему общих ценностей и отраслевых традиций. Поддержка конкретных объектов социально-культурной сферы, особенно периферийных домов культуры, клубов железнодорожников – единственных очагов общей и корпоративной культуры на отдалённых станциях, является важным фактором развития корпоративной культуры. В минувшем году на реконструкцию и капитальный ремонт домов культуры на станциях Слюдянка, Наушки, Северобайкальск дорога направила 12,7 млн руб. В 2010 году планируется провести капитальный ремонт ДК на станциях Улан-Удэ, Наушки, Мысовая. Продолжаются работы по восстановлению Дома культуры в Слюдянке, пострадавшего от землетрясения в 2008 году. Готовится к новоселью Иркутский центр культуры.

 

В 2010 году мы планируем провести капитальный ремонт бассейна в санатории-профилактории «Иркутский», который пользуется огромной популярностью у жителей Ленинского района Иркутска, в большинстве своём работающих на железной дороге.

В настоящее время полным ходом идёт подготовка к летней детской оздоровительной кампании – в детских лагерях планируется оздоровить 4320 детей, в том числе по Иркутской области 2770, по Республике Бурятия – 1160. В детском оздоровительном центре «Жемчужина России» в г. Анапе отдохнут около 300 детей железнодорожников.

Владимир Кузьмищев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31