20 октября 2020 11:19

20 октября 2020 11:19

Место встреч с юностью

Для многих бамовцев – участников легендарной «золотой» стыковки таким дорогим, памятным местом стала железнодорожная станция Куанда.
Совсем недавно, минувшей осенью, здесь прошли торжества по случаю 25-й годовщины укладки «золотого звена» БАМа. И взвивался к небу костёр памяти, и были крепкие объятия ветеранов-первопроходцев, и многие седые суровые мужчины – герои БАМа украдкой смахивали ностальгическую слезу. Так что весьма символично, что название этой знаменитой станции переводится с эвенкийского как «место встречи».

Для многих бамовцев – участников легендарной «золотой» стыковки таким дорогим, памятным местом стала железнодорожная станция Куанда.

Совсем недавно, минувшей осенью, здесь прошли торжества по случаю 25-й годовщины укладки «золотого звена» БАМа. И взвивался к небу костёр памяти, и были крепкие объятия ветеранов-первопроходцев, и многие седые суровые мужчины – герои БАМа украдкой смахивали ностальгическую слезу. Так что весьма символично, что название этой знаменитой станции переводится с эвенкийского как «место встречи».

На этот раз, в середине марта, Куанда встретила меня бодрящим весенним морозцем – в предрассветном сумраке ярко светящаяся цифирь электронного табло на здании железнодорожного вокзала показывала температуру минус 30.

 

– Сейчас плотно готовимся к всенародному празднику – Дню Великой Победы, – сразу отметил глава администрации сельского поселения Куандинское Сергей Марусов, к которому я зашёл по пути. – Разработан план мероприятий по решению наиболее живо-трепещущих проблем ветеранов войны и тружеников тыла. При поддержке районной и краевой власти будут куплены две благоустроенные квартиры: для фронтовика Анатолия Березовского и вдовы участника войны Зинаиды Парыгиной.

Жителей в Куанде негусто – всего 1600 человек (к слову, в последние годы заметно повысилась рождаемость). В состав поселения Куандинское входят ещё два небольших отдалённых села: Неляты и Средний Калар. В них в основном проживают пенсионеры, пребывающие в надежде переселиться в Куанду или Читу. В этом вопросе местная власть уповает на поддержку центра в виде федеральной программы переселения бамовцев из ветхого и аварийного жилья.

 

При острой нехватке жилфонда в Куанде как-то разрядить ситуацию могла бы сдача в эксплуатацию двухэтажного 25-квартирного брусового дома – он уже готов на 75 процентов. Но после того как в 2006 году обанкротился генподрядчик, ООО «Каларзолото», объект постигла печальная участь «незавершёнки». И если бы не усилия администрации поселения, содержащей на свои скромные средства небольшой штат охранников, этот дом давно бы раскатали по брёвнышку…

– Сегодня значительная часть куандинских железнодорожников всё ещё проживает во времянках, – отмечает Сергей Александрович. – Поэтому мы обратились к руководству ВСЖД с предложением принять долевое участие в завершении строительства этого многоквартирного дома и очень надеемся на положительный ответ.

 

Глава сельского поселения С. Марусов Начальник станции Г. Томчук и дежурная по станции В. ЛукашоваТрудные времена переживает сегодня и местная средняя школа-интернат. Об этом с горечью говорит директор образовательного учреждения Дмитрий Мельник:

– У нас круглогодично на полном государственном обеспечении проживают и обучаются дети эвенков из отдалённых сёл Каларского района, а также дети из малообеспеченных неполных семей. На летние каникулы для доставки их к родителям на дальние таёжные стойбища используются вертолёты. Если раньше нам как-то удавалось одевать и обувать своих подопечных, то сейчас это стало острейшей проблемой – нет на это средств у районной власти.

Тем не менее, педагогический коллектив старается, чтобы дети получили хорошее образование, чтобы у них был интересный, содержательный досуг. Многие выпускники стали студентами вузов Читы, Улан-Удэ и Новосибирска. Здесь также есть свои сложности: не все родители имеют возможность обеспечить достойное проживание и обучение своих детей в других городах.

В позапрошлом году, например, выпускник школы-интерната Миша Леонов при содействии ОАО «Забайкалстальинвест» поступил в Санкт-Петербургский горный университет, но вскоре вернулся с берегов Невы, не окончив первый курс – скромных заработков родителей не хватило на продолжение обучения талантливого паренька в северной столице. Сейчас он уехал на малую родину, в село Средний Калар, и зарабатывает на жизнь охотничьим промыслом…

 

Директор школы-интерната Д. Мельник со своими питомцами У нынешней отличницы одиннадцатиклассницы Оксаны Ковалёвой есть горячее желание учиться в ИрГУПСе. Но сбудется ли её мечта – большой вопрос, ибо у отца-охотника и матери – воспитателя детского сада зарплата тоже не ахти, к тому же в семье восемь детей.

При школе-интернате действует учебно-производственная база, где содержится пять голов крупного рогатого скота, 15 оленей и больше 50 свиней. Помимо выполнения продовольственной программы, дети учатся навыкам и традициям своих предков-оленеводов. Уже на протяжении ряда лет школа-интернат выпускает специалистов самого разного профиля: каюров-проводников, водителей категории «С», трактористов – машинистов бульдозера, слесарей по ремонту отечественных и зарубежных автомобилей, электросварщиков, поваров, кондитеров, швей, секретарей-референтов.

И это дополнительное образование, подтверждённое соответствующим удостоверением государственного образца, несомненно, будет большим подспорьем в жизни для ребят из таёжной глубинки.

 

Самым крупным, можно сказать, градообразующим предприятием в Куанде является дистанция пути, возглавляемая Саматом Янмурзиным. На особом счету – коллектив местной железнодорожной станции.

– У нас небольшой, но дружный и работоспособный коллектив, – рассказывает начальник станции Галина Томчук. – За январь-февраль план по погрузке и выгрузке выполнен, сейчас, в марте, показатели тоже хорошие. Хотелось бы отметить многолетний добросовестный труд дежурных по станции Валентины Лукашовой, Павла Тотмянина, Александра Пушкарского, Натальи Козловой. В основном у нас идёт внутристанционная погрузка, то есть вывозка рельсов на перегоны для смены остродефектных и погрузка рельсов для наплавочного цеха ПЧ-26. Вот, скажем, вчера ушёл сцеп из двух платформ с 72 рельсами в Северобайкальск – в адрес ПЧ-23. Для оптимизации работы станции надо бы ввести хотя бы полставки составителя поездов. А ещё нам очень нужен свой маневровый тепловоз: мы бы тогда сами цепляли вагоны к рабочим поездам, и простой местных вагонов был бы меньше. Пока же раз в неделю к нам приезжает маневровый тепловоз из Таксимо.

Тем не менее, настроение у движенцев боевое, они мечтают, чтобы больше было грузов, чтобы чаще шли поезда по БАМу, чтобы развивался и процветал северный край…

Сергей Ринчинов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31