30 октября 2020 05:28

30 октября 2020 05:28

Видео поможет тепловизору

На ВСЖД разработан передвижной диагностический комплекс.
Активно использовать эту оригинальную разработку восточно-сибирские энергетики начали всего несколько месяцев назад: в четвёртом квартале 2009 года. Комплекс резко повысил эффективность выявления предотказных состояний энергетического оборудования.

Специалисты передвижного диагностического комплекса за работойНа ВСЖД разработан передвижной диагностический комплекс.

Активно использовать эту оригинальную разработку восточно-сибирские энергетики начали всего несколько месяцев назад: в четвёртом квартале 2009 года. Комплекс резко повысил эффективность выявления предотказных состояний энергетического оборудования.

Как отметил начальник дорожной электротехнической лаборатории (ДЭЛ) Илья Рындин, если всего в прошедшем году было выявлено 184 замечания по контактной сети, то 111 из них – только в последней четверти года. Отдача, что называется, налицо.

 

По словам Рындина, используемый ранее серийный вагон по испытанию контактной сети ВИКС-ЦЭ по некоторым позициям уже не устраивал наших специалистов, и в частности из-за недостаточного обзора узлов контактной сети при движении (особенно при проверке чётного направления Тайшет – Таксимо и Тайшет – Петровский Завод). Особенность тепловизионной диагностики состоит в том, что её необходимо задействовать вслед за тяжёлыми грузовыми поездами в ночное время суток.

– В общем стало очевидно, что вагону ВИКС-ЦЭ нужен принципиально новый помощник, – говорит начальник передвижного диагностического комплекса Александр Гайнутдинов. – Для этого своими силами переоборудовали вагон по испытанию контактной сети, выпущенный научно-производственным центром «ИНФО-ТРАНС» из Самары. Установили более мощный инвертор, переоснастили смотровую вышку.

 

Функциональные возможности компьютерной начинки передвижного диагностического комплекса мне продемонстрировал программист ДЭЛ Максим Кузнецов. Наши специалисты взяли на вооружение программное обеспечение, разработанное учёными Санкт-Петербургского научно-исследовательского института электротехнического оборудования. К питерской разработке иркутяне подошли творчески – добавили видеоряд. Для этого была произведена видеосъёмка всех электрифицированных участков ВСЖД.

После недолгих манипуляций на экране монитора Кузнецова появляются результаты последнего тепловизионного контроля устройств контактной сети на Тайшетской ЭЧ. Видно, например, как на перегоне Ук – Камышет на одной из опор идёт нагрев закладной детали, а на опоре перегона Хингуй – Худоеланская тепловизор зафиксировал нагрев пяты фиксатора контактной сети. Использование видеоряда в свою очередь даёт возможность визуально отслеживать болевые точки на специальных фото, так называемых термограммах, которые более детально фиксируют места перегрева.

 

– Все выявленные замечания заносятся в АРМ «Тепловизор», которое располагается на сайте дорожной службы электрификации и электроснабжения и предназначено для просмотра и отчёта руководителей ЭЧ об устранении выявленных неполадок, – уточняет начальник ДЭЛ.

Возможности тепловизионной диагностики многогранны. Наши энергетики с её помощью выполняют обследование силового оборудования тяговых подстанций, фидерных трасс, постов секционирования. Если в 2008 году таким образом в целом было выявлено 289 замечаний, то годом позже – уже 777.

 

По словам Ильи Рындина, вскоре передвижной диагностический комплекс предполагается задействовать для контроля работы устройств подстанций и ЛЭП, расположенных на неэлекрифицированных участках Восточно-Сибирской дороги. В частности, специалисты комплекса в течение 2010 года проведут обследование участка Таксимо – Новая Чара.

ДЭЛ по-праву называют кузницей кадров для энергетического хозяйства Восточно-Сибирской железной дороги. Весьма показательно, что один из основателей кафедры электроснабжения ИрГУПСа Николай Молин и её нынешний руководитель Валерий Бардушко в своё время трудились в дорожной электротехнической лаборатории.

 

– Мы стараемся поддерживать добрые традиции наших предшественников, – говорит начальник группы релейной защиты и автоматики ДЭЛ Олег Третьяков. – Одна из них – учиться самим и учить других. К примеру, в процессе реконструкции тяговых подстанций Заудинский, Андриановская, Жаргон наши специалисты учились у разработчиков из Чувашии, а затем передавали свои знания персоналу наших дистанций электроснабжения.

Борис Ступин (фото автора)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31