29 октября 2020 10:57

29 октября 2020 10:57

Пилотная ответственность

От успехов или неудач ВСЖД во многом будет зависеть будущее реформ на сети.
Восточно-Сибирская магистраль добилась в прошлом году определённых успехов в обеспечении безопасности движения поездов, но ещё далека от того, чтобы занять лидирующее положение на сети. Причина – крайне неудачный старт, с которого дорога начала 2010 год.

Перед началом работы технико-экономического советаОт успехов или неудач ВСЖД во многом будет зависеть будущее реформ на сети.

Восточно-Сибирская магистраль добилась в прошлом году определённых успехов в обеспечении безопасности движения поездов, но ещё далека от того, чтобы занять лидирующее положение на сети. Причина – крайне неудачный старт, с которого дорога начала 2010 год.

Говоря об этом при открытии дорожного технико-экономического совета, начальник департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Андрей Волков отметил, что на ВСЖД допущены проезды запрещающих сигналов, задержки из-за неисправности технических средств, сход вагонов по станции Челутай.

 

– Я хотел бы ещё раз подчеркнуть, что Восточно-Сибирская дорога наряду с Октябрьской является опытным полигоном по многим пилотным проектам, которые предстоит внедрить на сети, – отметил Андрей Волков. – Поэтому от ваших успехов или неуспехов во многом будет зависеть будущее всех российских железных дорог. Ключевой вопрос для компании – принятие мер по повышению надёжности технических средств и уровня безопасности движения поездов. Для этого не жалеется ни средств, ни сил, ни времени, но поражения, к сожалению, есть. Об этом и будем говорить на нашем совещании.

Задавая тон разговору, начальник дороги Анатолий Краснощёк заметил, что во многом негативные тенденции складываются не потому, что люди плохо владеют технологией производства или навыками профессии, – они не до конца понимают, что дорога – тот механизм, который не прощает упрощенчества и безразличного отношения к делу.

– К сожалению, многие руководители не до конца поняли сути происходящих реформ, привыкли работать по старинке, с оглядкой на прежние методы, а то и руководствуясь устарелым стилем и методологией. Во многом присутствуют рутина, формализм, доверительное отношение к исполнителям. К чему приводит отсутствие контроля и спроса, мы могли видеть на примере последнего происшествия на станции Челутай...

 

В немалой степени причиной ослабленных позиций в части обеспечения безопасности движения поездов является и низкая исполнительская дисциплина, отсутствие взаимного контроля между работниками.

– На дороге нет ни одного случая, чтобы «железо» сломалось или начало действовать само по себе, – продолжил начальник дороги. – За всем стоит человек. Одному не предоставили отгул после семейного торжества (хотя о событии знали все окружающие), и в результате неотдохнувший машинист засыпает в кабине локомотива. Другому не довели задачу на предстоящую смену, и в результате несогласованности целый состав ушёл без локомотива и тормозов в самостоятельную поездку. И таких примеров немало. Формальный подход, непонимание того, что дорога держится не одиночками, а коллективом, приводит к тому, что мы до сих пор не можем занять подобающего места в ряду лучших в ОАО «РЖД».

 

В выступлении заместителя начальника дороги – главного ревизора по безопасности движения поездов Валентина Искоростенского это положение получило статистическое подтверждение.

Хотя по итогам 2009 года ВСЖД и снизила на 17,8% количество случаев, связанных с нарушением правил обеспечения безопасности движения поездов (со 168 в 2008 году до 138 в 2009-м), положение остаётся достаточно напряжённым по целому ряду позиций. Вопреки требованиям «Функциональной стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надёжности перевозочного процесса», утверждённой ОАО «РЖД» 29 мая 2007 года, целый ряд служб и дирекций дороги не выполнил решения по снижению аварийности. Среди них служба автоматики и телемеханики, дирекции тяги, эксплуатации и ремонта путевых машин, по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении.

 

В 2009 году было допущено несколько особых случаев – уход вагонов со станции Иркутск-Сортировочный, три проезда запрещающего сигнала, сход подвижного состава в грузовом поезде и 9 сходов при маневровых работах, 8 отцепок вагонов из-за неисправности роликовых букс и т.д.

Основная доля нарушений допущена по вине вновь образованных дирекций тяги и ремонта тягового подвижного состава – 22% и 39% соответственно от общего количества нарушений по дороге. И в первую очередь по причинам неисправности оборудования и электрических схем локомотивов.

Среди дирекций центрального подчинения бесспорным лидером является дирекция по ремонту грузовых вагонов – 109 из 110 случаев на дороге.

– Проанализировав ситуацию, мы выявили ряд корневых причин, ставших итогом случившегося, – заметил Валентин Искоростенский. – Основными системными недостатками в этих хозяйствах являются: нарушение режимов рабочего времени, требований нормативных документов по постановке и подготовке локомотивных бригад, слабая профессиональная подготовка исполнителей работ и недостаточный контроль за их работой со стороны руководителей производств.

 

Не остались без внимания и другие структурные подразделения дороги: путевое хозяйство, энергетика, автоматика и телемеханика.

Так, по службе пути в прошлом году было допущено 13 событий, связанных с нарушением безопасности движения поездов: пять случаев допустила Тайшетская дистанция пути, по два случая у ПЧ-19 и ПЧ-23, по одному нарушению у ПЧ-9, ПЧ-25, ПЧ-26 и ПЧ-27. По их вине были допущены перерывы в движении поездов, ограничения скорости движения, сходы при манёврах и наезды на посторонние предметы.

В выступлениях руководителей подразделений дороги звучала обоснованная тревога за состояние дел в своих хозяйствах и давался не только анализ, но и предложения, как переломить ситуацию и добиться если не полного искоренения негативных явлений, то хотя бы их максимального уменьшения.

В частности, в выступлении начальника службы автоматики и телемеханики Виталия Сердюка упор делался на системное внедрение современных технологий, максимально ограничивающих участие человека. С коллегой был согласен и начальник службы электрификации и электроснабжения Владимир Драница. По его хозяйству только на участке Зима – Тайшет контактная сеть кардинально не менялась... 50 лет. Своеобразный юбилей, который, к сожалению, мешает проводить качественную диагностику с использованием современных средств и технологий.

 

Начальник дороги, не отрицая значимости внедрения новых технологий, призвал руководителей подумать всё-таки и о повышении уровня спроса и личной ответственности исполнителей на каждом конкретном участке и за каждое порученное дело.

Об этом и многом другом шёл разговор по секциям, когда участники технико-экономического совета разделились на рабочие группы и приступили к выработке основных мер по внедрению системы менеджмента безопасности движения (СМБД) и реализации планов повышения уровня безопасности движения поездов по хозяйствам дороги на 2010 год.

СМБД – новое слово в деле обеспечения безопасности движения поездов. Именно внедрение этой системы имел в виду начальник департамента Андрей Волков, когда говорил о пилотной ответственности Восточно-Сибирской дороги.

Для ВСЖД 2010 год должен стать прорывным в этой части. Хотя и прошлый не был обделён вниманием. На инвестиционную программу безопасности в 2009-м дорогой было затрачено 127 млн рублей. Были введены в действие стандарты, регламентирующие проведение технического аудита в системе управления безопасностью, реализованы структурные перемены. На дороге начала внедряться система управления рисками, что позволяет сегодня своевременно и адресно направлять кадровые, финансовые и технические ресурсы для предупреждения и устранения возможных проблем.

Техсовет прошёл конструктивно. Осталось сработать на результат.

 

Справка.

В 2009 году ревизорским аппаратом дороги были проведены 151 техническая ревизия, более 8 тысяч проверок состояния технических средств. Выявлено 139083 нарушения, принято 20989 запретных мер. Закрывались для движения 1722 стрелочных перевода, 418 станций пути, 81 перегон, 705 подъездных путей. Запрещалась эксплуатация 2762 технических средств.

По дирекциям тяги, ремонта подвижного тягового состава, ремонта грузовых вагонов и службы вагонного хозяйства было возвращено на повторный ремонт 603 локомотива и 1021 вагон, отцеплено 415 вагонов от поездов, готовых к отправлению. Закрывались до устранения выявленных замечаний 184 цеха. 2722 работника дороги были отправлены на внеочередную проверку знаний.

Владимир Палагутин (фото Сергея Лукьянова)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31