22 октября 2020 04:29

22 октября 2020 04:29

В обходе, как в разведке

Качественно проверять состояние стальной колеи и быть при этом предельно бдительным и осторожным – задача путевого обходчика.
В период низких температур в Северобайкальском регионе ВСЖД проводятся ежедневные усиленные осмотры главного пути – по утрам и вечерам.
В морозном предутреннем сумраке мелькают придорожные кусты и полосатые столбики. Притрассовая автодорога то ныряет в ущелья, то возносится на горные кручи.

Обходчик пути Андрей Саватеев Качественно проверять состояние стальной колеи и быть при этом предельно бдительным и осторожным – задача путевого обходчика.

В период низких температур в Северобайкальском регионе ВСЖД проводятся ежедневные усиленные осмотры главного пути – по утрам и вечерам.

В морозном предутреннем сумраке мелькают придорожные кусты и полосатые столбики. Притрассовая автодорога то ныряет в ущелья, то возносится на горные кручи. Наконец мастер ПЧ-23 Аркадий Нагаев даёт команду водителю вахтового «Урала» притормозить и напутствует нас:

– Вот она, ваша точка десантирования – 1053 километр. Отсюда пойдёте в направлении Северобайкальска.

Сегодня мы с монтёром пути 4 разряда Андреем Саватеевым на спецзадании – обходе одного из участков северного хода. В этом студёном «затерянном мире» нам предстоит провести два-три часа, ибо до западной горловины станции Северобайкальск примерно километров десять. Словом, шагать и шагать. И при этом не пропустить даже малейший изъян верхнего строения пути.

 

– Тут и глаз, и ухо надо держать востро, почти как разведчику, – говорит мой спутник, подкручивая специальным ключом очередной ослабевший болт. Что касается второго органа чувств, так без него, действительно, на путях не выжить: если вовремя не услышишь звук приближающегося поезда и не спрыгнешь с насыпи, исход может быть печальный.

В одной из кривых выявляем серьёзный дефект – сломанную подкладку и сверхнормативный зазор на рельсовом стыке. Андрей Саватеев заносит эти данные в свой журнал, показывает на зелёный огонёк светофора у моста и говорит:

– Скоро здесь пройдёт грузовой состав – надо быть начеку…

И вот уже дальний, еле уловимый перестук колёс становится всё слышнее, на горизонте возникает некая тёмная точка, которая вскоре обретает контуры мощного сине-красного локомотива. Он на большой скорости с грохотом проносится мимо нас, за ним угадывается длинная вереница вагонов, скрытая вихрями снежной замяти. После того как показался хвост мчащегося поезда, мой спутник опускает руку со свёрнутым в трубочку жёлтым флажком – им он сигнализировал машинисту, что путь осмотрен.

Через некоторое время наш обход вновь прерывается: из-за леса, из кривой на солидной скорости и почти неслышно вылетает нам навстречу оранжевая путейская автомотриса. Да, работа обходчика – это чистый экстрим и адреналин…

 

Всё в порядке – путь осмотрен– А главное, конечно, качество осмотра пути, – отмечает мой собеседник, делая в журнале ещё несколько записей о выявленных неисправностях. – Ну, и материальная заинтересованность играет не последнюю роль – после устранения выявленных замечаний проходит путемер, и если все нормально, значит будет премия…

Тем временем наш обход близится к завершению: мы уже на подступах к Северобайкальску...

– Всего под нашим контролем почти 300 километров главного пути от Нии до Холодного, – отмечает исполняющий обязанности начальника ПЧ-23 Александр Лобастов. – Среди проблемных можно назвать перегоны Ния – Небель, Небель – Киренга, там сложный план и профиль пути. Сегодня на этом горноперевальном участке идёт перешивка кривых, устранение неисправностей, выявленных вагоном-путеизмерителем. В помощь местным околоткам №1 и №2 организована работа комплексной бригады под руководством главного инженера дистанции Николая Решетника.

 

Заметим, что у дистанции большие планы на летнюю путейскую страду: будут произведены средний ремонт 13 км пути, планово-предупредительная выправка 60 км комплексом путевых машин. Также предстоит заменить 8000 отслуживших своё шпал на новые, 6500 штук – на старогодные, заменить более 5 км рельсов в кривых.

За минувший год в Северобайкальской дистанции пути сократилось количество отказов в работе технических средств (31 против 74 в 2008 году), уменьшилось количество дефектных рельсов на главном пути (с 1074 до 771). По итогам 2009 года балльность составила 45 единиц при плановых 36. Так что северянам ещё есть над чем работать.

Сергей Ринчинов (фото автора)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31