19 октября 2020 18:54

19 октября 2020 18:54

До облаков рукой подать

Горноперевальный обход Северомуйского тоннеля – уникальный участок БАМа.
Более 100 млн рублей направила ВСЖД в минувшем году на содержание этого участка.
Построенный 20 лет назад, он продолжает действовать в обычном режиме, выполняются все регламентные работы, обеспечивающие безопасность движения поездов, как и на участках главного пути. На период проведения ремонтных работ в Северомуйском тоннеле по обходу направляется весь грузопоток северного хода.

Комиссионный осмотр на станции ПеревалГорноперевальный обход Северомуйского тоннеля – уникальный участок БАМа.

Более 100 млн рублей направила ВСЖД в минувшем году на содержание этого участка.

Построенный 20 лет назад, он продолжает действовать в обычном режиме, выполняются все регламентные работы, обеспечивающие безопасность движения поездов, как и на участках главного пути. На период проведения ремонтных работ в Северомуйском тоннеле по обходу направляется весь грузопоток северного хода.

Как отметил заместитель начальника Ново-Уоянской дистанции пути Виктор Максимов, это один из самых сложных в эксплуатации участков на ВСЖД. Например, зимой он является самым снегозаносимым. Бригады путейцев почти каждый день очищают на перевале пути от снежных перемётов, а с апреля начинаются работы по подготовке к пропуску талых вод, очистке водопропускных труб и вскрытию канав. Практически весь 61-километровый обходной путь находится в зоне вечной мерзлоты, что добавляет хлопот путейцам.

 

В непростых условиях приходится работать дежурной по ст. Перевал Наталье ИгнатьевойНа шестом километре перегона Ангаракан – Осыпной находится деформационное место, которое у путейцев под особым контролем, – там постоянно проседает путь, и если к нему «не подходить», скажем, в течение месяца, то просадка может достигнуть 50 мм и более. Известно, что по правилам технической эксплуатации в случае просадки железнодорожного пути на 45 мм он полностью закрывается для движения поездов.

– На 17-м километре обхода, возле первой эстакады, ведётся перманентная борьба с выходом воды на путь, – говорит заместитель главного ревизора по безопасности движения поездов по Северобайкальскому региону Александр Орёл. – Невдалеке от железнодорожного полотна из земли бьёт холодный ключ, из-за которого летом происходит обводнение балласта, а зимой образуется наледь, которая создаёт пучины и, как следствие, деформирует земляное полотно. Наледь стремится полностью накрыть собой всю рельсошпальную решётку. В прошлом году мы ушли от этой проблемы – специалисты СЦБ уложили в этом месте греющий кабель, который не допускает обледенения.

 

Сегодня железнодорожный обходной путь Северомуйского тоннеля позволяет пропускать поезда с максимальной массой 5400 тонн при помощи толкачей, которые дежурят на станциях Ангаракан и Северомуйск.

Обходной путь находится на особом контроле руководства Северобайкальского региона ВСЖД. Ежедневно на обслуживании этого участка занято 22 монтёра пути. Периодически на обходе работают снегоочистительные машины, вагон-путеизмеритель, вагон-дефектоскоп и путеизмерительные тележки. История обхода так же сложна, как и всё, что связано со строительством БАМа. Изначально Северомуйский тоннель планировалось открыть в 1986–1987 годах. С августа 1982 по март 1983 года транспортным строителям пришлось возводить временный обход – линию Ангаракан – Казанкан протяжённостью 24,6 км. Стройка века не могла задерживаться из-за затянувшегося строительства тоннеля, необходимо было пропускать поезда со строительными грузами дальше на восток. Поэтому проект первого обхода был составлен по кратчайшему пути и облегчённым нормам с уклоном до 40 метров на километр расстояния. Из-за этого грузовой поезд состоял всего из нескольких вагонов – больший вес был не под силу никакому тепловозу, слишком крутой был уклон. Грузовые поезда приходилось расцеплять на части, а движение пассажирских по таким уклонам и вовсе было запрещено – от станции Ангаракан до Казанкана людей везли на автобусах-вахтовках через перевал. Но благодаря этому обходу на восток прошёл путеукладчик, были завезены рельсы и прочие необходимые для строительства магистрали материалы.

 

Высота опор Чёртова моста – 35 метровОсенью 1984 года на станции Балбухта состоялась «золотая стыковка» БАМа, здесь встретились путеукладчики, идущие с востока и запада. Но Северо-Муйский горный хребет оставался самым узким местом магистрали, ограничивающим грузооборот стройки века. И потому в ноябре 1985 года было начато сооружение современного обхода (длина 54,3 км, уклон до 18 м/км), завершённое к 1989 году. Тогда же старый обход был разобран, и сейчас лишь насыпь и бетонные мосты указывают на его трассу.

Самый уникальный объект на обходе Северомуйского тоннеля – знаменитый Чёртов мост – высокая эстакада на двухъярусных опорах над руслом реки Итыкит в кривой радиусом менее 300 метров, расположенная в подъёме. С обеих сторон перевала находятся петлевые тоннели (рельеф горной местности не позволил сделать изгиб серпантина на склоне), и этот поворот выполнен внутри горы – поезд въезжает в портал, а через некоторое время показывается из другого портала над или под первым, совершив оборот на 180 градусов.

 

Путешествие на поезде по обходному пути является весьма захватывающим. С каждым годом растёт число путешественников, фотографов и железнодорожных романтиков, приезжающих сюда именно для того, чтобы проехать в вагоне рабочего поезда по этому легендарному участку БАМа, любуясь уникальными инженерными сооружениями, ревущими горными реками и водопадами, бьющими из отвесных скал. Поднявшись по железнодорожному серпантину на довольно большую высоту, можно заметить внизу идущий на подъём грузовой состав, а ещё ниже – посёлок Северомуйск.

Бесспорно, этот 61-километровый обход Северомуйского тоннеля являет собой вершину инженерной мысли, и его по праву можно назвать памятником мужеству, героизму и трудовому энтузиазму строителей великой северной магистрали.

Роман Ринчинов (фото автора)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31