24 октября 2020 20:52

24 октября 2020 20:52

Хозяин иркутских электричек

Старейшина пригородного транспорта Восточно-Сибирской Виктор Петрович Науменко за сутки до Нового года отметит 75-летний юбилей.

Старейшина пригородного транспорта Восточно-Сибирской Виктор Петрович Науменко за сутки до Нового года отметит 75-летний юбилей.

После окончания Хабаровского железнодорожного техникума ему довелось поводить товарняки меньше года. Зимой 1962 года вызвало начальство ТЧ Иркутск-Сортировочный и безапелляционно заявило: «Принимай, Петрович, пригородное хозяйство». Загрустил несостоявшийся машинист и побрел в ледяной цех с дырявой рубероидной крышей, где стояли впритык два десятка первых советских электричек 1932-34 годов выпуска с брезентовыми крышами на вагонах. Потрепанный парк пригнали из Москвы – секции еще во время войны столичных пассажиров возили. А доживать свой век электрички отправили в Иркутск. Вот так невесело началась «пригородная» карьера Науменко.

 

Через считанные месяцы его назначили старшим мастером моторвагонных секций. Это официально, а по-народному – хозяином иркутских электричек.

Известно: народ если что скажет – словно припечатает. Петрович действительно стал хозяином. Хотя поначалу глаза боялись, а руки делали. За спиной две сотни слесарей, уборщиц, мойщиц, прочего рабочего люда. Запчастей острая нехватка, секции от ветхости сыпятся, а график движения пригородных поездов обеспечь. Тогда они бегали до Черемхово и Слюдянки с периодичностью от 30 минут до одного часа. Кстати, график (разбуди его тогда ночью, без запинки отчеканил бы) он сам и составлял. Сядет, бывало, в кабину машиниста и зорко следит, сколько пассажиров входит и выходит на каждой станции. В сезон сбора ягод, грибов и орехов в состав набивалось до двух тысяч человек. Петрович в такие горячие денечки, покумекав, запускал дополнительные поезда.

 

Вот такая была у него хозяйская хватка. До сих пор помнит побелевшее от бешенства лицо НОДа, когда тот вызвал его на беседу с пристрастием по части богомольных старушек, приехавших электричкой из соседних деревень на пасху в одну из иркутских церквей. Приехать-то они приехали, а вот уехать с остановочного пункта Заводская не все смогли. Промашка у Петровича вышла, не учел в показателе «населенность вагона» такой тонкий элемент, как религиозность. «Иди в церковь и на зубок выучи даты церковных праздников», – приказал НОД. Выучил.

 

Новые просторные помещения моторвагонного депо – заслуга Петровича. Ухоженные электрички на иркутском ходу – его школа. А десятки благодарных учеников продолжают его дело на Восточно-Сибирской.

Александр Филиппов (фото Владимира Кузьмищева)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31