22 октября 2020 18:02

22 октября 2020 18:02

Улица в честь инженера

Его деятельность на благо российских железных дорог была отмечена высокими наградами – орденами Св. Анны и Св. Станислава.
Василий Оглоблин вошел в славную плеяду инженеров путей сообщения как высокообразованный, высоконравственный специалист, который, к тому же, представляет особый интерес для истории города Иркутска, о чем свидетельствует названная в честь него улица. При этом он, к сожалению, остался человеком, малоизвестным широкому кругу железнодорожников.

Его деятельность на благо российских железных дорог была отмечена высокими наградами – орденами Св. Анны и Св. Станислава.

Василий Оглоблин вошел в славную плеяду инженеров путей сообщения как высокообразованный, высоконравственный специалист, который, к тому же, представляет особый интерес для истории города Иркутска, о чем свидетельствует названная в честь него улица. При этом он, к сожалению, остался человеком, малоизвестным широкому кругу железнодорожников.

 

Житель города Иркутска Василий Васильевич Оглоблин – первый начальник Забайкальской железной дороги (в начале XX века Управление дороги находилось в Иркутске) – родился 20 марта 1852 года в семье мещанина. Окончил в 1869 году 7-ю Санкт-Петербургскую реальную гимназию с золотой медалью и похвальным листом. А после окончания в 1874-м Института инженеров путей сообщения поступил на службу в Министерство путей сообщения в звании гражданского инженера с правом производства строительных работ и с чином коллежского секретаря.

Важным для Василия Оглоблина был 1875 год. Во-первых, молодого инженера приняли в штат Уральской горнозаводской железной дороги, во-вторых, он женился.

 

Вступление в законный брак – важный и ответственный шаг на жизненном пути любого человека, но чтобы инженеру путей сообщения заключить брачный союз, нужно было разрешение императора, его поддержка. Согласие было дано. Брак был заключен, и Любовь Николаевна Оглоблина разделила все невзгоды инженера путей сообщения.

Вскоре Оглоблин получил дворянское звание. Приказом министра путей сообщения в 1881 году он был командирован в распоряжение временного управления по постройке Криворожской и Баскунчакской дорог, а 19 ноября того же года произведен в титулярные советники. С 23 апреля 1883 года Оглоблин стал начальником строительного участка на Екатеринбурго-Тюменской железной дороге, с 15 октября 1885 года – начальником службы пути, затем исполняющим обязанности помощника начальника службы пути Уральской железной дороги, начальником службы пути Уфимской железной дороги. Дальше по хронологии Оглоблин назначается заместителем начальника Самаро-Уфимской железной дороги Юго-Западных железных дорог.

 

Товарный поезд Забайкальской дорогеНа Юго-Западных дорогах Василий Оглоблин состоял в должности начальника 13-го участка по постройке Новосемцких ветвей с окладом в шесть тысяч рублей в год. 3 ноября 1893 года председатель Правления Юго-Западных железных дорог сообщал в МПС, что Правление постановило ходатайствовать перед министром путей сообщения об оставлении В.В. Оглоблина на службе в Обществе Юго-Западных железных дорог на следующее трехлетие и что оно принимает на себя обязательства платить за Оглоблина взнос 12% в эмирительную кассу Министерства.

 

Но с 20 апреля 1895 года Василий Оглоблин был назначен штатным инженером 4-го класса и младшим помощником (вторым заместителем) начальника строительства Забайкальской железной дороги. Все годы строительства дороги он «находился» между Иркутском и Забайкальем.

Писатель, инженер путей сообщения Николай Гарин-Михайловский во время проезда на восток, прибыв в Иркутск 24 июля 1898 года, встречался с Оглоблиным и гулял на свадьбе его дочери Наташи. Гарина-Михайловского интересовали иркутские ссыльные. Сам Оглоблин (как и инженеры путей сообщения А. Пушечников, Б. Савримович и К. Симберг) весьма лояльно относился к политическим ссыльным, чем заслужил неодобрение со стороны жандармерии, где про него говорили, что «он такой же неблагонадежный, как и все политические».

 

Василий Оглоблин принимал активное участие в общественной жизни Иркутска. Он был избран председателем иркутского «Общества любителей музыки и литературы», где сам играл в оркестре на валторне. За подписью Оглоблина – заместителя начальника дороги – в газете «Восточное обозрение» было напечатано такое объявление: «Председатель иркутского «Общества любителей музыки и литературы» покорнейше просит лиц, желающих принять участие в формируемом любительском оркестре, заявить ему о том лично или письменно. Любителям, играющим на духовых медных инструментах, но не имеющим собственных инструментов, таковые будут приобретены на средства общества. В. Оглоблин». По его инициативе была организована группа участников художественной самодеятельности («потешных»).

 

По окончании строительства Забайкальской железной дороги в 1900 году начальник Управления по строительству железных дорог В. Мясоедов просил для принятия дороги в эксплуатацию назначить Оглоблина начальником Забайкальской железной дороги. Министр путей сообщения Михаил Хилков не возражал, и в марте Василий Васильевич был назначен заведующим временной эксплуатацией Забайкальской железной дороги, а с 1 июля 1900 года утвержден начальником дороги.

Почти сразу за назначением на должность – 23 августа 1900 года –  Оглоблина вновь избрали председателем иркутского «Общества любителей музыки и литературы».

 

Первым, как известно, всегда трудно. Василию Васильевичу пришлось руководить дорогой, когда она состояла из нескольких участков, была разорванная Байкальской паромной железнодорожной переправой, которая, кстати, тоже входила в его подчинение.

Наряду с выполнением своих прямых обязанностей он был избран гласным (депутатом) Иркутской городской думы и возглавлял «комиссию по разработке плана» города, которая называлась городской плановой комиссией.

 

В том, что Оглоблин был неравнодушным человеком, человеком дела, говорят его выступления в Иркутской городской думе и в местной газете. Так, в сохранившихся публикациях он восстанавливал истину в отчетах о заседании городской думы, когда, по его мнению, газета не совсем точно передала атмосферу заседания. Весьма любопытно еще одно его письмо в «Восточном обозрении». Начальник дороги Оглоблин сообщал через газету, что от попечителя иркутского общества слепых получено письмо (видимо, в адрес Забайкальской дороги) с просьбой помочь приобрести рояль. И Оглоблин спрашивал, «может, у кого найдется старый рояль, а может, соберут деньги по подписке» на его приобретение. Это облегчило бы долю обездоленных судьбой слепых иркутян.

 

1 марта 1902 года Василий Васильевич попросил четырехмесячный отпуск для лечения за границей, но получил отказ. 8 мая того же года он писал начальнику Управления железных дорог: «Ваше Превосходительство, Милостливый Государь Карл Карлович! Получил вашу телеграмму по предложению г. министра отложить отпуск до будущего года. Я, конечно, покорился и решил поработать еще год. Но, проработав весенние месяцы, чувствую, что до будущего года мне не дотянуть...». 

Ходатайство Оглоблина было удовлетворено, но он уже не мог работать в Забайкалье с полной отдачей и в 1903 году переехал в Санкт-Петербург на должность директора от Министерства в Обществе Рязано-Уральской железной дороги. Там он и работал до своей кончины. Умер Василий Васильевич 22 декабря 1906 года.

 

Деятельность инженера путей сообщения Оглоблина на благо российских железных дорог государство отметило высокими наградами – орденом Св. Анны 2-й и 3-й степени, орденом Св. Станислава 2-й степени.

Василий Оглоблин долгие годы оставался в благодарной памяти иркутян. Как уже говорилось, его именем была названа одна из улиц Иркутска в Глазковском предместье – улица Оглоблинская. В том самом предместье, где располагались железнодорожный вокзал, паровозное и вагонное депо, где работал Оглоблин в Управлении Забайкальской железной дороги, где стояли казенные и частные дома железнодорожников. Теперь это улица Румянцева.

 

Имя Василия Оглоблина не было забыто и на Забайкальской железной дороге. Практически сразу после его смерти в Иркутске было принято решение об учреждении стипендии для школьников его имени. В феврале 1908 года Министерство путей сообщения утвердило «Положение о капитале стипендии начальника Забайкальской железной дороги В.В. Оглоблина».

 

Капитал в сумме 9,5 тысяч рублей был собран за несколько лет среди служащих дороги. Деньги были перечислены на специальный счет Министерства путей сообщения, проведены по смете Управления железных дорог и хранились в Иркутском губернском казначействе. Доход с капитала был назначен на выплату стипендий детям «низших служащих» Забайкальской железной дороги. Это была поддержка семей с небольшим доходом. Стипендиаты назначались «общим присутствием» Управления дороги при участии председателя Комитета для заведования образовательными учреждениями. Стипендия могла быть одной или их могло быть несколько, но с условием, что общая сумма не должна превышать годовой процент с капитала.
Александр Хобта
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31