23 октября 2020 00:32

23 октября 2020 00:32

Коллекционер впечатлений

Говорят, что в жизни у этого человека есть две музы: железная дорога и театр.
Почетному железнодорожнику Виталию Сергеевичу Нарожному на днях исполняется 70 лет.
– Театр и железная дорога? Это моя двойная жизнь. Сидение на двух стульях. Так сложилось, – ветеран труда, бывший работник службы электрификации и электроснабжения Восточно-Сибирской железной дороги Виталий Нарожный разводит руками.

Виталий Нарожный в кругу семьиГоворят, что в жизни у этого человека есть две музы: железная дорога и театр.

Почетному железнодорожнику Виталию Сергеевичу Нарожному на днях исполняется 70 лет.

– Театр и железная дорога? Это моя двойная жизнь. Сидение на двух стульях. Так сложилось, – ветеран труда, бывший работник службы электрификации и электроснабжения Восточно-Сибирской железной дороги Виталий Нарожный разводит руками.

 

Рассказывает, как он, выпускник одной из школ Хабаровска, окончивший ее с серебряной медалью, учительский сын, выбирал профессии. Тогда в дальневосточном городе железнодорожный вуз был самым престижным. За профилем дело не стало. Впервые открывалась специализация «Электрификация железных дорог». Понимал – за внедрением электрической энергии в систему железных дорог страны будущее.

С театром впервые познакомился здесь же, в Хабаровске, но намного раньше – в десятилетнем возрасте. И с тех пор, все последующие 60 лет, с ним не расставался.

 

– Как ни покажется странным, но в артисты я не рвался. А вот ходить в театр смотреть постановки, читать про него стало для меня каким-то неистовым хобби.

Сорок лет проработал Виталий Сергеевич на Восточно-Сибирской железной дороге.

– Я всегда гордился званием «железнодорожник» уже потому, что есть все основания гордиться нашим железнодорожным транспортом. И потом... у меня есть еще одно основание для этого: электрификация Восточно-Сибирской магистрали проходила пусть с небольшим, но моим участием.

 

Кстати, именно железная дорога помогала Нарожному в становлении как театроведа – бесплатными проездными билетами, которыми ее работники могли и могут воспользоваться раз в год. За сорок лет работы на ВСЖД Виталий Сергеевич ни разу не попросил путевки в какой-нибудь санаторий. Потому что все поездки у него были спланированы на посещение лучших театров страны – Москвы, Ленинграда, городов Прибалтики...

Говорит, что так коллекционировал театральные впечатления и театральные программки.

Последних у него тысячи. И для него они и реликвии, и рабочий инструмент. Поэтому когда в одном из театров Новосибирска сгорел архив, восстановить его помог Виталий Нарожный.

 

Тридцать пять лет назад Виталий Сергеевич принял решение заочно освоить профессию театроведа в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии. Вступительные экзамены сдал на отлично и также блестяще окончил вуз. Шесть лет учебы в нем сегодня вспоминает как самый счастливый период в своей жизни.

– Тогдашний театральный Питер – это было нечто. Театр Георгия Товстоганова, молодая Алиса Фрейндлих...

На счету Виталия Нарожного не одна книга, сотни публикаций в газетах и журналах, рецензий. Сейчас, говорит, пишет для читателя мало. Но признается, что «свой дневничок ведет».

 

По-прежнему занят в проектах фонда Александра Вампилова. Вампиловедом просит его не называть, считая это уделом ученых-филологов. Хотя весь театральный мир знает, что никто так глубоко не постиг сценическую судьбу постановок пьес великого писателя-земляка, излагая ее на бумаге, как Виталий Нарожный.

– Мне повезло, что через свою театральную музу я познакомился с творчеством Александра Вампилова намного раньше его признания – по публикациям пьес. И когда стали общаться с ним, несмотря на то, что ростом он был ниже меня, я смотрел на него снизу вверх. Потому что между нами была большая разница – его гениальность. 

 

Сегодня Виталий Нарожный с головой ушел в педагогику. Восемь лет назад получил приглашение преподавать в Иркутском театральном училище дисциплину «История театра». Говорит, что серьезно увлечен своей работой. Поэтому и свои жизненные планы «после 70» связывает с общением со студентами:

— Так много есть что сказать им, поделиться тем уникальным опытом зрителя, который накопил за 60 лет.

Лейла Мустафаева (фото автора)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31