22 октября 2020 04:26

22 октября 2020 04:26

Школа взросления

Восточно-Сибирская детская железная дорога готовится отметить свое 70-летие.
В Иркутске проживает несколько человек, стоявших у истоков создания малой магистрали. И среди них Георгий Григорьевич Руденко, которого мы попросили воскресить в памяти то славное время. Он, правда, не связал свою судьбу со стальной колеей – всю жизнь преподавал в политехническом институте, ныне ИрГТУ, сопромат, а сейчас трудится здесь же учебным мастером.

Николай Коваль, Гергий Руденко, Андрей Закаблуковский и Михаил ТверскихВосточно-Сибирская детская железная дорога готовится отметить свое 70-летие.

В Иркутске проживает несколько человек, стоявших у истоков создания малой магистрали. И среди них Георгий Григорьевич Руденко, которого мы попросили воскресить в памяти то славное время. Он, правда, не связал свою судьбу со стальной колеей – всю жизнь преподавал в политехническом институте, ныне ИрГТУ, сопромат, а сейчас трудится здесь же учебным мастером. Но о детской железной дороге, как и в целом о ВСЖД, ветеран всегда вспоминает с теплотой, тем более что с 1941 по 1945 год трудился в паровозном депо Иркутск II помощником машиниста и был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

 

– Для нас, 12-14-летних мальчишек довоенного поколения, объединяющими понятиями были школа и пионерский отряд. Но мы были в курсе всех важнейших событий, происходивших в жизни Иркутска.

В октябре 1936 года в городе гостеприимно распахнул двери Дворец пионеров и школьников, и я начал ходить в открывшийся там слесарный кружок, руководимый Константином Леонтьевичем Гончаруком. Замечательный педагог, он давал нам знания о свойствах различных материалов, рассказывал о методах их обработки.

 

Улыбка из далеких летМесяца через полтора на одном из занятий появился старейший паровозник, кавалер ордена Ленина Андрей Евтихеевич Драгин и сообщил поразившую всех новость. Оказывается, обком комсомола и руководство ВСЖД приняли решение о строительстве в Иркутске малой магистрали, начальником которой назначили нашего гостя.

– Обслуживать ее будут сами дети, – сразу же подчеркнул он. – Если кто-то из вас хочет освоить железнодорожные специальности, добро пожаловать.

Мы, помню, полным составом записались в кружок юных железнодорожников, образованный при паровозном депо ст. Иркутск II.

 

Георгий Руденко в кабине паровоза (1939 г.)Занятия продолжались до летних каникул следующего года. Тем временем в городе, главным образом силами комсомольских организаций, разворачивалось возведение малой магистрали. Штаб стройки возглавил директор Дворца пионеров и школьников Борис Александрович Костюковский, а его заместителем стал наш учитель Константин Леонтьевич Гончарук. Денег на объект не хватало, поэтому штаб обратился за материальной поддержкой к предприятиям города. Многие производственные коллективы активно откликнулись на призыв, и дела пошли куда быстрее. Не остались в стороне от общих забот и кружковцы. Нас привлекали в основном на погрузку и подвозку кирпичей, на отсыпку пути. Трудились вручную, используя носилки и тачки. Так в течение трех лет мы совмещали учебу в школе с работой на строительстве детской железной дороги.

 

Быть может, кто-то узнает себяОткрытие малой Восточно-Сибирской магистрали намечалось на ноябрьские праздники 1939 года. К тому времени в ее рядах насчитывалось 114 юных железнодорожников, включая 42 паровозника, в число которых, кроме меня, входили Александр Мазов, Андрей Закаблуковский, Юрий Степанченко, Давид Гуревич, Николай Коваль, Михаил Тверских, Витольд Бушман, Николай Распутин, Николай Крат и другие ребята, имена которых, к сожалению, стерлись из памяти. Нам выдали форменную одежду и на педсовете Дворца пионеров и школьников объявили об утверждении руководящего состава из кружковцев. Начальником детской дороги назначили Бориса Богоявленского, его заместителем – Романа Атласова, а мне предложили должность начальника паровозной службы.

 

Инструктор В. И. Герасимович со своими питомцамиВ общем, все было готово к началу движения, не хватало только «малой» детали – паровоза, прибытия которого с Керченского завода мы с нетерпением ожидали. И вот 2 ноября паровоз-компаунд поступил наконец в депо на заправку. Два дня спустя нашей бригаде, где я был машинистом, моим помощником Михаил Князев, а кочегаром – Александр Зверев, доверили провести пробный рейс, с чем мы, опираясь на помощь взрослого инструктора, машиниста Николая Петровича Брызгалова, успешно справились. А 8 ноября состоялось торжественное открытие малой магистрали. После митинга бригада Михаила Тверских под звуки духового оркестра, под радостные возгласы собравшихся отправилась в первую поездку с пассажирами. Иркутская детвора с ликованием приняла такой щедрый подарок. В адрес начальника ВСЖД Михаила Петровича Сычева и руководителей предприятий, строивших детскую железную дорогу, были отправлены благодарственные письма.

 

За 70 лет своего существования облик малой магистрали, конечно, неузнаваемо изменился. На острове Юность, куда ее позже перевели, выросли новые корпуса, паровозы давно уступили место тепловозам. Однако день рождения детской железной дороги навсегда останется в моей памяти и в сердцах моих друзей-ветеранов, ныне живущих в Иркутске – Михаила Тверских, Андрея Закаблуковского и Николая Коваля, одним из наиболее ярких событий. Она стала для ребят нашего поколения прекрасной школой взросления. Мы не теряем связи, а, встречаясь друг с другом, вспоминаем умерших и погибших на фронте сверстников. Хочется выразить признательность начальнику ДЖД Валентину Ивановичу Красюкову и руководству ВСЖД за внимание, которое они нам оказывают, каждый год приглашая вместе с внуками на открытие очередного пассажирского сезона.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31