25 октября 2020 05:30

25 октября 2020 05:30

Галина Мертюкова: Задача прежняя – повысить качество

Сфера деятельности ОЦО-регион – ведение бухгалтерского и налогового учета и формирование бухгалтерской и налоговой отчетности.
Еще недавно эти вопросы были в компетенции упраздненной дорожной службы бухгалтерского и налогового учета. О том, для чего создан Восточно-Сибирский региональный общий центр обслуживания (ОЦО) – структурное подразделение Центра корпоративного учета и отчетности «Желдоручет» – и на каких принципах основана его деятельность, рассказывает его начальник, бывший руководитель службы бухгалтерского и налогового учета ВСЖД Г. Мертюкова

Сфера деятельности ОЦО-регион – ведение бухгалтерского и налогового учета и формирование бухгалтерской и налоговой отчетности.

Еще недавно эти вопросы были в компетенции упраздненной дорожной службы бухгалтерского и налогового учета. О том, для чего создан Восточно-Сибирский региональный общий центр обслуживания (ОЦО) – структурное подразделение Центра корпоративного учета и отчетности «Желдоручет» – и на каких принципах основана его деятельность, рассказывает его начальник, бывший руководитель службы бухгалтерского и налогового учета ВСЖД Галина Мертюкова.

 

– Галина Афанасьевна, почему прежняя служба осталась в прошлом, а ее полномочия переданы новой структуре?

– Восточно-Сибирский региональный центр начал свою историю 14 июля этого года, с момента издания приказа начальника ВСЖД Анатолия Краснощека «О передаче функций бухгалтерского и налогового учета». А еще ранее, 8 июня, вышел приказ президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина «О создании Восточно-Сибирского регионального общего центра обслуживания». По решению правления компании этот процесс, осуществляемый в рамках плана по переходу на централизованную систему бухгалтерского и налогового учета и отчетности, должен завершиться до 1 октября нынешнего года. Аналогичные центры уже созданы на десяти железных дорогах.

 

Основные предпосылки для создания центров – наличие большого количества подразделений, формирующих бухгалтерскую и налоговую отчетность, дублирование одних и тех же процессов учета и использование различных методологических подходов к учету однотипных хозяйственных операций в различных структурных подразделениях, наличие разнородных учетно-управленческих ИТ-систем, недостаточный уровень квалификации кадров в структурных подразделениях вследствие высокого уровня их текучести и недостаточный контроль над соблюдением требований к обработке первичной учетной документации в структурных подразделениях.

 

– Какова организационная структура Восточно-Сибирского регионального ОЦО?

– Наш центр формируют несколько уровней: ОЦО-регион, ОЦО-узлы, группы обслуживания структурных подразделений филиалов. ОЦО-регион включает в себя отделы и секторы централизованного учета, сводные отделы обслуживания дирекций и подразделений филиалов ОАО «РЖД», отделы сводной бухгалтерской и налоговой отчетности. Кроме того, в ОЦО-регион входят отделы: учета доходов от перевозок, методологии, финансовой информатики, организационный, финансово-экономический.

 

В качестве структурных подразделений в составе центра образованы Иркутский, Тайшетский, Улан-Удэнский и Северобайкальский ОЦО-узлы. Структурные подразделения железной дороги и других филиалов ОАО «РЖД», расположенные в границах ВСЖД, работают с соответствующими группами обслуживания, состоящими из бухгалтерских работников и бывших главных бухгалтеров. Если раньше мы являлись подразделением органа управления железной дороги и находились в административном подчинении у начальника дороги, то теперь находимся в оперативном подчинении у «Желдоручета» и председателя региональной оперативной комиссии – начальника ВСЖД. Функциональная подчиненность осталась прежней – бухгалтерской службе ОАО «РЖД» и непосредственно главному бухгалтеру компании.

 

– С какой целью создан центр?

– Наша задача в новом формате – повысить качество. Особенно в том, что касается достоверности и оперативности ведения бухгалтерского и налогового учета, формирования отчетности в соответствии с российскими и международными стандартами. Кроме того, мы надеемся улучшить результаты работы по срокам подготовки бухгалтерской отчетности, понизить временные затраты руководства структурных подразделений на управление непрофильными функциями, оптимизировать затраты на осуществление процесса ведения бухгалтерского и налогового учета и формирования отчетности.

В новом формате нам будет проще решать кадровые вопросы, создать единое информационное пространство, стандартизировать учетные процессы и обеспечить наличие однородного сервиса для всех обслуживаемых подразделений.

 

– В чем преимущества нового формирования?

– Мы ожидаем получить необходимый эффект от сокращения числа технических операций, учетных систем и проведения собственными силами внутреннего аудита. Это позволит своевременно выявлять нарушения и предупреждать их в будущем, тем самым ограждая компанию от финансовых рисков.

 

Общая численность всего аппарата ОЦО 829 человек. Важнейшим фактором успешной реализации проекта ОЦО является его высокая автоматизация. В основе централизованной системы учета лежит принцип обработки одним центром типовой первичной документации всех подразделений филиалов ОАО «РЖД», расположенных в границах ВСЖД в единой автоматизированной системе учета финансовых ресурсов (ЕК АСУФР). Один из главных элементов автоматизации – цифровая электронная подпись, внедрение которой позволяет существенно сократить избыточный документооборот внутри компании, а также повысить оперативность и достоверность учета за счет автоматизированного контроля.

Большая часть работников центра имеет высшее образование. Однако этого мало. Мы поставили цель довести уровень квалификации персонала до международных стандартов.

 

– По какому принципу выстраивается взаимодействие структур центра с руководителями предприятий и ВСЖД?

– Все отношения между работниками центра и руководителями подразделений ВСЖД и дирекций теперь выстраиваются на основании регламентов взаимодействия. Один регламент определяет специфику отношений с подразделениями ВСЖД, другой – с подразделениями, выведенными из состава дороги. Работники ОЦО, помимо своих должностных обязанностей, оказывают помощь работникам обслуживаемых структурных подразделений филиалов в освоении новых правил организации делопроизводства по приему-передаче между заказчиком и ОЦО первичных документов бухгалтерского учета, а также оформлению первичных документов. Мы делаем одно общее дело, и нам не безразлично, что ВСЖД понесет убытки из-за неправильно оформленных хозяйственных операций.

 

– Какие вопросы были самыми трудными в период реорганизации?

– Те, что касались своевременного укомплектования штата наших подразделений. Сначала нам пришлось заняться вопросами увольнения, а затем – приема на работу. В этот период мы продолжали работать в прежнем режиме, своевременно и в полном объеме выполняя все возложенные на нас функции. Процедура увольнения и приема на работу проходила в полном соответствии с трудовым законодательством. При этом не было никаких сокращений.

 

– Отразятся ли преобразования на рядовых железнодорожниках? Например, не усложнится ли процедура получения ими необходимых справок?

– Нет. Зарплата у нас начисляется вовремя. Все налоги платим, как положено. Оперативная и бухгалтерская отчетность идет без проблем. Не будет сложностей и с операциями при обслуживании работников предприятий.

Александр Иванов (фото автора)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31