29 октября 2020 22:25

29 октября 2020 22:25

Тельма – место намоленное

В прошлом Тельму называли «станцией пятого класса с буфетом», и ей отводилась довольно важная роль на Восточно-Сибирской.
В изданной года полтора назад брошюре, посвященной Иркутскому отделению ВСЖД, о станции Тельма есть лишь одно краткое упоминание, датированное февралем 1899 года. Да и то оно принадлежит скорее к разряду курьезных. В нем говорится о столкновении здесь глубокой ночью двух поездов, которое, к счастью, обошлось без человеческих жертв.

Поселковый храмВ прошлом Тельму называли «станцией пятого класса с буфетом», и ей отводилась довольно важная роль на Восточно-Сибирской.

В изданной года полтора назад брошюре, посвященной Иркутскому отделению ВСЖД, о станции Тельма есть лишь одно краткое упоминание, датированное февралем 1899 года. Да и то оно принадлежит скорее к разряду курьезных. В нем говорится о столкновении здесь глубокой ночью двух поездов, которое, к счастью, обошлось без человеческих жертв.

 

– Мне и моим коллегам, дежурным Елене Карагодиной, Оксане Кухарской, Екатерине Касьяновой, конечно, обидно за нашу Тельму, ставшую для кого-то из нас малой родиной, – говорит начальник станции Тимур Бутаев. – Словно в ее истории за все годы существования ничего заслуживающего внимания не происходило и сейчас она ничем не интересна. А между тем это далеко не так.

Верно, не так. Прошлым летом, например, исполнилось 110 лет с момента укладки тут рельсов, ставшей еще одной замечательной вехой в строительстве Транссиба. После того как работы были завершены, министр путей сообщения Михаил Хилков нашел нужным доложить императору Александру III, что в начале августа 1898 года стальной путь будет доведен до Иркутска. Были в истории Тельмы, надо полагать, и другие более-менее знаменательные события, навечно оставшиеся в памяти местных железнодорожников.

 

altВ прошлом Тельме, «станции пятого класса с буфетом», какой она являлась на заре ХХ века (об этом можно прочитать в недавно выпущенной книге «Пролегли пути вокруг Байкала»), отводилась довольно важная роль на Восточно-Сибирской магистрали. Здесь перерабатывалось немалое количество самых разнообразных грузов. Сюда доставляли сырье для расположенных в соседнем поселке Тельма спиртового завода и швейной фабрики, выполняющей заказы Министерства обороны, уголь, предназначенные близлежащим совхозам и колхозам минеральные удобрения и технику, а отсюда увозили произведенную названными предприятиями продукцию – спирт, военное обмундирование, картофель и овощи.

 

Оксана Кухарская всегда начеку– В прежние времена у нас все крутилось и вертелось, – рассказывает бывшая дежурная по станции старожил Тельмы Клавдия Ситнова. – И вообще жизнь на станции била ключом. Люди и трудились хорошо, и в свободные от работы и домашних хлопот часы не умирали от скуки, умели весело, с пользой организовывать свой досуг. По выходным и праздничным дням на огонек в клуб железнодорожников спешили и стар, и млад. Собственными силами готовили концерты, пели, танцевали под звуки баяна, на котором играла билетный кассир Татьяна Дегтярева, проводили лотереи. Никогда не забуду, как однажды начальник станции, не имевший ни волосинки на голове, выиграл термобигуди. То-то смеху было в зале, но заразительнее всех хохотал сам счастливчик. Сегодня, к сожалению, похвастать в этом отношении особенно нечем – не сберегли мы очаг культуры, сгорел. Хотя у меня душа не о нем больше болит, а непосредственно о станции. Затишье у нас сейчас. На исходе восьмидесятых годов намечалось сооружение контейнерной площадки, появился новый пост ЭЦ, но с разрушением советского государства все пошло коту под хвост. А начавшиеся затем тяп-ляповые экономические реформы поставили крест на благих порывах.

 

«Ходячая энциклопедия» Зинаида Артемова с внучкойКлавдии Андреевне, отдавшей любимому делу чуть ли не сорок лет, есть о чем вспомнить, где с грустью, где с  с радостью. В Тельму ее, воспитанницу детдома, занесло в молодом возрасте из Республики Коми, куда она, освоив в Ярославском ремесленном училище профессию токаря, отправилась по комсомольской путевке на строительство ветки Коноша – Котлас – Воркута. За семь тысяч верст, в Сибирь махнула в 1961 году с маленьким ребенком на руках, желая побыстрее избавиться от непутевого мужа-выпивохи. Ехала в наши края вроде бы на время, а осела навсегда, положив начало новой железнодорожной династии.

Наследниками Ситновой стали сын, вот уже более четверти века работающий электромехаником в Иркутск-Сортировочной дистанции сигнализации и связи, и его жена, попавшая, правда, недавно под сокращение (закрыли билетную кассу, где она трудилась). Александр с Ириной подняли на ноги троих детей и надеются, что кто-нибудь из них рано или поздно свяжет свою судьбу со стальной магистралью. А если уж у них не получится, есть надежда на внуков.

 

– Им-то, хочется верить, и в Тельме дел найдется, забрезжит же когда-нибудь свет в конце тоннеля, – не теряет оптимизма Клавдия Андреевна. – А может, кто-нибудь надумает поселиться здесь. Земли у нас очень плодородные, ткнешь лопату – на ее месте три вырастут. И народ у нас дружный, легкий на подъем. Работники ЭЧК-20 совместно с путейцами оборудовали корт, при поддержке Железнодорожной сельской администрации приобрели спортивные принадлежности и занялись развитием хоккея с шайбой, учат играть детей, сами успешно выступают в районных соревнованиях. Придет время – и расконсервируют нашу станцию, а там, глядишь, снова вернутся к строительству контейнерной площадки. Говорят, спиртовый завод в поселке собираются запускать. Не слышали?

 

Старожил Тельмы Клавдия СитноваГлава Тельминского муниципального образования Михаил Ефремов, с которым мы встретились чуть позже, подтвердил догадку Ситновой:

– Точно, есть подобные намерения у генерального директора «Байкалфарма» Михаила Матханова. Население с нетерпением ждет пуска предприятия в эксплуатацию. Тогда и налоги в местный бюджет пойдут, и у станции с ростом грузопотока забот заметно прибавится. Мы ведь с железной дорогой со времен Транссиба крепко связаны. Станция – опора поселка, она серьезно помогла минимизировать демографические потери. Почти никто от нас не уехал. Оставшиеся дома без работы люди нашли ее в Ангарске и Усолье-Сибирском, благо электричка под боком. Да и куда уезжать, если тут деды и прадеды похоронены. Поселок-то ведь основан почти 350 лет назад, на год раньше Иркутска. Впрочем, об этом вы лучше спросите бывшую учительницу истории Зинаиду Артемову.

 

– Полностью согласна с мэром, – подчеркнула Зинаида Федоровна. – Для меня, например, более притягательной точки на карте нет, хотя родилась в Новосибирской области. Тельма – место намоленное, наш храм еще в начале ХIХ века был построен. Поселок является свидетелем целого ряда интересных исторических событий и, кстати, имеет прямое отношение ко второй Камчатской экспедиции знаменитого Витуса Беринга – для нее на здешнем железоделательном заводе производили багры, скобы, цепи. 

Константин Житов (фото Владимира Кузьмищева)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31