17 января 2021 02:24

17 января 2021 02:24

Николай Алексеев: Зная причины, легче устранять недостатки

С 2001 по 2008 год на ВСЖД на 65% снизилось количество отказов технических средств. Но резервы есть.
Не умаляя значения других подразделений дороги, хочется заметить, что путевой комплекс является все-таки тем стержнем, на который нанизано все: и безопасность движения поездов, и экономические показатели, и эффективность использования подвижного состава... От того, как содержат путь, как его ремонтируют и совершенствуют, можно сказать, зависит «артериальное давление», которое позволяет пульсировать главным транспортным артериям государства.

С 2001 по 2008 год на ВСЖД на 65% снизилось количество отказов технических средств. Но резервы есть.

Не умаляя значения других подразделений дороги, хочется заметить, что путевой комплекс является все-таки тем стержнем, на который нанизано все: и безопасность движения поездов, и экономические показатели, и эффективность использования подвижного состава... От того, как содержат путь, как его ремонтируют и совершенствуют, можно сказать, зависит «артериальное давление», которое позволяет пульсировать главным транспортным артериям государства. ВСЖД занимает не последнее место на сети дорог и на их магистральном участке – Транссибе, поэтому от того, что делается и будет делаться путейцами по своим направлениям, зависят не только их успехи и промахи, но и успехи и промахи всей магистрали. Чем живет и дышит сегодняшний путевой комплекс Восточно-Сибирской, мы попросили рассказать заместителя начальника дороги по путевому хозяйству Николая Алексеева.

 

– Николай Терентьевич, летняя пора для путейцев – время самой интенсивной работы. Но и в «самом-самом» всегда есть свои приоритеты. В чем они для этого года?

– Знаете, для дороги одним из важнейших бюджетных показателей является участковая скорость, определяющая не только оборачиваемость поездов, экономию машино-ресурсов и время доставки пассажиров и грузов, но и качественный уровень технического развития железнодорожного транспорта в целом. Так вот, перед нами на этот год поставлена задача довести выполнение участковой скорости не менее чем в пятьдесят километров в час. Чтобы это реализовать – с естественным повышением надежности пути, со снижением количества ограничений скорости при движении поездов и так далее, нам предстоит выполнить целый комплекс работ. Оздоровить путь с проведением планово-предупредительных работ на текущем содержании с использованием комплекса машин в объеме тысячи километров, комплексно реконструировать более 153 километров, капитально отремонтировать с использованием новых рельсов 143 километра и подновить старогодными рельсами еще 30 с небольшим километров. Это позволит к концу 2009 года повысить скорости движения на участках реконструкции и ремонта: для пассажирских поездов – на 190,4 километра, для грузовых – на 155,5 километра и отменить ограничения для составов с порожними вагонами на 129,6 километра.

Вообще 2009 год должен стать переломным для путевого хозяйства, в том числе и в плане реформирования. Нам предстоит полностью перейти на участковый метод обслуживания пути и искусственных сооружений, централизовать ремонт и обслуживание путевого инструмента и механизмов, повсеместно внедрить систему менеджмента качества, разработать и внедрить новые технологии по обслуживанию горно-перевальных участков, перейти на безотделенческую систему организации и управления. Для этого уже многое сделано и делается – в путевом комплексе созданы и действуют дирекция по ремонту пути, включающая 10 путевых машинных станций и рельсосварочный поезд, дирекция по эксплуатации и ремонту путевых машин, продолжает эффективно работать служба пути, объединяющая в себе 22 дистанции пути, в ближайших планах – создание дирекции по инфраструктуре дороги.

 

– Я думаю, многим интересно узнать, что достанется в наследство новой дирекции; инфраструктура у ВСЖД – дай бог каждому...

– Хозяйство приличное. Начнем с того, что границы ВСЖД проходят как по Иркутской области, так и по части Забайкальского края и по Республике Бурятия. Общая длина только главных путей составляет 6215,6 километра, из которых более 3201 километра – федерального значения. Станционных и прочих путей у нас тоже достаточно – 2486 километров. Кроме того, на ВСЖД расположен самый длинный в России тоннель – Северомуйский, протяженностью более 15 километров. И вот это все – включая путейский комплекс, хозяйства энергетиков и эсцебистов, будет координироваться из единого центра.

Самое главное, чего мы хотим добиться, усиливая инфраструктуру, – обеспечить не только экономические показатели, но и безопасность движения поездов. На дороге уже многое сделано и делается в этом направлении. Так, количество браков в 2008 году по хозяйству пути снижено на 17% – 19 против 23, допущенных в 2007 году. Снижено количество отказов в работе технических средств: с 2002 по 2008 год их стало меньше на 65% (с 1515 случаев до 523). И возможно их снижение еще на 12-15%. Мы проанализировали причины и пришли к выводу, что наибольшее их количество дают нарушения в работе рельсовых цепей – отсутствие и неисправность рельсовых соединителей в 44% случаев, и намагничивание стружки и окалины в изостыках – в 20%. Зная причины, уже легче устранять недостатки.

Хотелось бы остановиться на таком важнейшем показателе путейской работы, как балловая оценка. За последние восемь лет она снижена почти в два с половиной раза. Если в 2001 году она составляла в среднем по дороге 102 балла при наличии 5594 неудовлетворительных километров, то к началу этого года она снизилась до 45 при 659 километрах неудовлетворительного пути. За последние несколько лет мы значительно увеличили количество путей с отличной и хорошей оценкой. К концу прошлого года их было 87% от общей проверенной протяженности ВСЖД. Соответственно улучшились и показатели участковой скорости. Для пассажирского движения протяжение пути со скоростью в сто километров и более увеличилось почти на 230 километров, а это 14% от развернутой длины наших главных путей, а доля прохода в 80-90 километров вообще составляет более половины главного хода дороги.

Для грузового движения скорость в 80 километров стала привычной еще на дополнительных 258,2 километра пути. Это 53% от общей развернутой длины ВСЖД.

 

– Николай Терентьевич, сказалось ли влияние общего экономического кризиса на положении дел в путевом комплексе? Какие меры предпринимает дорога для минимизации потерь от «недуга»?

– Несомненно, мы не могли не почувствовать влияния кризисных проявлений. Поэтому многие планы пришлось переверстывать и корректировать на ходу. Главным инструментом антикризисной программы избрали жесткий режим экономии и оптимизацию расходов. Пересмотрены планы ремонтов и текущего содержания пути. В 2,3 раза сократили объемы капитальных работ, до 30% снизили расходы на текущее содержание. Объемы капитального и текущего ремонтов довели до такого уровня, который бы обеспечил безопасность перевозочного процесса и удовлетворял спрос на перевозки. В значительной степени снижены объемы ремонтов зданий, сооружений и неосновного оборудования – кроме аварийных, естественно. Значительно увеличили при ремонте пути и долю старогодного материала. Но, подчеркиваю, это делается не в ущерб выполнению нашей главной задачи – обеспечению безопасности перевозочного процесса.

 

– Есть ли на дороге новации, которыми ваше хозяйство раньше не занималось и которые не стыдно оставить в наследство другим поколениям путейцев?

– Интересная работа у нас началась в прошлом году и усиленно продолжается в этом – укладка на железобетон горно-перевального участка Иркутск – Слюдянка. До этого за всю историю Транссиба на горных участках использовались исключительно унитарные рельсы с деревянной шпалой. Вообще уникальность этого перегона еще и в том, что он буквально нашпигован кривыми разного радиуса, большая часть из которых – от 300 и менее метров. Если у нас на ВСЖД 45% дороги составляют кривые участки пути, то этот перегон – несомненный лидер по их количеству. Вот тут работа интересная – как по характеру, так и по значимости. Ведь от того, как пройдет наш эксперимент, будет зависеть будущее таких работ на всем протяжении Транссиба. Думаю, что краснеть не придется.

Владимир Палагутин. Фото Владимира Кузьмищева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31