28 октября 2020 00:42

28 октября 2020 00:42

Праздник нашей эпохи

БАМ, вопреки мнениям иных скептиков, живет и здравствует, крепнет и развивается – таков лейтмотив юбилейных торжеств, на днях отгремевших на великой северной магистрали.
БАМ – это не только железная дорога, которая с 1996 года входит в состав Восточно-Сибирской и Дальневосточной магистралей. БАМ – это целая эпоха в жизни страны, в жизни не одного поколения строителей и эксплуатационников, их детей и внуков.

БАМ, вопреки мнениям иных скептиков, живет и здравствует, крепнет и развивается – таков лейтмотив юбилейных торжеств, на днях отгремевших на великой северной магистрали.

БАМ – это не только железная дорога, которая с 1996 года входит в состав Восточно-Сибирской и Дальневосточной магистралей. БАМ – это целая эпоха в жизни страны, в жизни не одного поколения строителей и эксплуатационников, их детей и внуков.

Виктор Лакомов, Леонид Казаков, Вячеслав Аксенов, Александр Бондарь, Ефим Басин... Эти фамилии хорошо известны всем, кто сопричастен великой стройке. Герои Соцтруда, как и сотни других ветеранов БАМа, вновь встретились в праздничной Тынде.

Троих из них (Казакова, Лакомова и Аксенова) вы видите на снимке рядом с транспортной рабочей из СМП-670 (п. Таксимо) Татьяной Светлаковой и строителем Северомуйского тоннеля Николаем Добхановым (слева).

 

– Сегодня я испытываю двойственное чувство, – признался нам командир первого всесоюзного отряда имени XVII съезда ВЛКСМ Виктор Лакомов, получивший золотую звезду героя еще за строительство линии Хребтовая – Усть-Илимск. – С одной стороны, юбилей это радость встречи с друзьями, с кем прошел дорогу. С другой – чувство обиды. Мы рассчитывали, что как только построим БАМ, он сразу будет приносить большую пользу нашей родине, но о нем вдруг заговорили как о «дороге в никуда». В эти юбилейные дни я бы хотел выразить огромную благодарность Восточно-Сибирской железной дороге, которая поддержала БАМ, в том числе в строительстве Северомуйского тоннеля, и сегодня вкладывает немало средств и сил в развитие своего Северобайкальского отделения.

 

Своего наставника поддержал Вячеслав Аксенов:

– 35 лет назад мы приехали в Звездный со съезда комсомола совсем еще юными, можно сказать, пацанами. Ничего не умели делать. А потом получили по несколько специальностей. Я очень рад встречам с друзьями на станциях БАМа, через которые проследовал наш спецпоезд, и здесь, в Тынде. Я, например, более двадцати лет не видел своего первого учителя Виктора Ивановича Лакомова, у которого начинал в Звездном. Незабываемы встречи с Анатолием Алексеевичем Коротневым, который с начала стройки и по сей день работает начальником СМП-391 в Магистральном, с бывшим первым секретарем Усть-Кутского райкома партии Героем Соцтруда Иваном Алексеевичем Панчуковым и многими другими. Я бы пожелал дороге и всем, кто ее строил и обслуживает, больше работы и меньше простоя.

Но если Виктор Лакомов и Вячеслав Аксенов все же частые гости на бамовских торжествах, то Леонид Казаков, в свое время успевший поработать одним из руководителей советских профсоюзов, гость очень редкий, но всегда желанный. Он приехал в Тынду с дальневосточной делегацией.

– Работаю с Ефимом Басиным и Александром Бондарем в корпорации «Инжтрансстрой», – отметил он. – Строим железную дорогу на Якутск, а сейчас достраиваем грузовую станцию конечной точки нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан. Работы очень много, но я бы хотел сказать о другом: мало квалифицированных кадров. Молодежь приезжает на стройку без строительных специальностей, но с большими запросами, ей сразу подавай высокую зарплату, квартиру, удобства. Мы были не такими... Я всегда ставлю в пример железнодорожников, которые готовят молодую смену со школьной скамьи.

 

Хлеб-соль у западных «ворот» Байкало-Амурской Лена, Киренга, Северобайкальск, Таксимо, Куанда, Новая Чара, Юктали – эти станции стали «опорными точками» в трехтысячекилометровом праздничном маршруте специального поезда с почетными пассажирами, взявшего курс из Иркутска на столицу БАМа – Тынду.

Особенно памятной и душевной стала встреча на святой земле для каждого бамовца – на станции Куанда, у высокого гранитного монумента, посвященного «золотому» звену.

Теплые, сердечные слова приветствий, горячие объятия, блеск орденов и золотых звезд Героев Соцтруда, зажигательные песни и танцы юных артистов – все это создавало особую атмосферу праздника, переполняло сердца радостью и волнением.

На станции Юктали Дальневосточной железной дороги после краткого митинга был дан большой концерт, длившийся почти четыре часа. И «транзитных» гостей, и хозяев потрясли своим искусством артисты Северобайкальского, Улан-Удэнского и Иркутского центров культуры ВСЖД, которые с неменьшим успехом выступали на других станциях и на гала-концерте в Тынде.

 

П Локомотив с символикой юбилея осле большого юкталинского концерта, когда «почетный эшелон» вновь устремился на восток, а ветераны БАМа все еще пребывали в чистой реке воспоминаний, в «пресс-вагон» заглянул на огонек Владимир Онищенко, прихвативший с собой гитару. Бывший каменщик-плотник СМП-571, возводивший Улькан и вторые пути на участке Тайшет – Лена, ныне избран председателем думы Казачинско-Ленского района Иркутской области.

– Ты помнишь, брат?.. – под звон гитары вопрошает в своей песне известный северобайкальский композитор Павел Толмачев. Ответ утвердительный, они, ветераны-первопроходцы БАМа, помнят все – от первого колышка до последнего, «золотого» звена магистрали: виртуоз-бульдозерист Альберт Чаплыгин, каменщик-бетонщик Михаил Калашников, водитель-профессионал Василий Цивилев… Да и возглавлявший спецпоезд железнодорожников и транспортных строителей в Тынду Валерий Немчевский, заместитель начальника ВСЖД по кадрам и социальным вопросам, на БАМе не новичок. Начинал четверть века назад поездым диспетчером, здесь вырос до начальника Северобайкальского отделения...

После ночи пути наш спецпоезд встречает алой зарей Тында. В аккурат к нашему прибытию с востока подходят еще два специальных поезда с почетными пассажирами из Хабаровска и Нерюнгри.

 

Лучшие концертные номера – для жителей бамовских поселковЗа несколько минут до торжественного митинга мы успели пройти в местный музей истории БАМа и уточнить, что означает в переводе с эвенкийского название «Тында». Сотрудница музея Ольга Анищенко с удовольствием провела краткую экскурсию по «эвенкийскому» залу и поведала много интересного о жизни и быте коренного народа, веками населявшего эту приамурскую землю.

Так вот, оказывается, Тында – это место, где расседлывают, распрягают оленей, когда в процессе долгого кочевья по таежным просторам необходимо преодолеть водную преграду. То есть, иначе говоря, Тында – это Свобода... Воистину символичное название для молодого перспективного города, построенного московскими строителями.

– Байкало-Амурская магистраль – один из тех эпохальных проектов нашей истории, которые сыграли определяющую роль в развитии страны и стали символом своего времени, – сказал президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, открывая торжественный митинг на привокзальной площади. – Сейчас нет и не может быть сомнений: строительство магистрали было абсолютно правильным решением, даже несмотря на все хитросплетения судьбы. Вдоль дороги появились целые города. БАМ укрепил влияние нашей страны на Дальнем Востоке. И говорить об убыточности магистрали неприемлемо, так как на некоторых участках загруженность работой составляет более 80%.

 

Александр Бондарь: «БАМ всегда в наших сердцах!»– Где вы, былые очернители БАМа, назвавшие его «дорогой в никуда», – подойдите к этой высокой трибуне, покажитесь народу! – это лишь одна цитата из яркой, эмоциональной речи знаменитого бамовского бригадира, Героя Соцтруда Александра Бондаря. – Да, нет сегодня такой дороги – БАМ. Мы празднуем юбилей не Байкало-Амурской железной дороги, а великой эпохи. Потому что «бамовец» – это высшая категория признания мастерства в транспортном строительстве. БАМ всегда в наших сердцах.

В череде праздничных мероприятий, «спрессованных» в один день 11 июля, среди самых значимых можно назвать церемонию награждения наиболее отличившихся транспортных строителей и железнодорожников в городском драмтеатре, конференцию в виде «круглого стола» на тему «БАМ – второе дыхание в XXI веке» (о ней читайте на 6 стр.) и пресс-конференцию, в которых приняли участие Владимир Якунин, руководители Хабаровского края и Амурской области, Дальневосточной и Восточно-Сибирской железных дорог, бизнес-партнеры.

Отметим, что в «Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года» основная роль в развитии железнодорожного транспорта в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах отведена именно БАМу.

 

Президент компании уверен в будущем БАМа– Сегодня, когда мы отмечаем этот праздник, магистраль вступает в более позитивный период, становится востребованной и нужной всей стране, – сказал Владимир Якунин. – По оценкам ОАО «РЖД», грузооборот БАМа возрастет к 2020 году до 220 млрд ткм или в 3,4 раза по сравнению с уровнем 2008 года.

Учитывая, что регион относится к малозаселенным территориям, переоснащение БАМа будет происходить с использованием современных инновационных технологий. В частности, магистраль рассматривается как перспективный полигон обращения поездов повышенной массы и длины, внедрения новых типов подвижного состава – вагонов с осевыми нагрузками до 25-30 т/ось, мощных локомотивов с асинхронными двигателями. Планируется установка современной технологии управления движением на базе ГЛОНАСС.

– Общая сумма инвестиций, необходимых для модернизации и развития магистрали в соответствии с Генеральной схемой развития железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» на период до 2020 года, составляет порядка 400 млрд рублей, – сообщил старший вице-президент ОАО «РЖД» Борис Лапидус.

В условиях снижения доходной базы компании в кризисный период необходимо более активное участие государства и регионов в развитии БАМа. Борис Лапидус добавил, что активное участие в строительстве инфраструктуры будет принимать и частный бизнес, за счет которого будут строиться примыкающие ветки от месторождений.

 

Концерт ведут Валдис Пельш и Ангелина Вовк Первый заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Владимир Клименко предложил сформировать комплексную долгосрочную программу развития территорий вокруг БАМа с привлечением средств федерального и региональных бюджетов.

По словам начальника ВСЖД Анатолия Краснощека, уже сегодня наши соседние дороги могут обеспечивать пропуск по пограничной станции Хани 12-14 пар поездов. А при увеличении грузопотока и дальнейшей модернизации железной дороги количество составов возрастет в несколько раз.

– В эти юбилейные дни я хочу выразить особые слова благодарности ветеранам БАМа: вы сделали великое дело для великой державы, – отметил в своем выступлении в Тынде Анатолий Краснощек. – Надеюсь, что через пять лет, когда будем в очередной раз проводить встречу, мы станем богаче и счастливее. А БАМ будет и через 40, и через 100 лет.

Мощным заключительным аккордом праздника стал вечерний гала-концерт, длившийся до полуночи. В нем приняли участие не только звезды местного масштаба, но и всероссийского: Олег Митяев, Александр Маршал, Надежда Бабкина, Людмила Сенчина, группы «Самоцветы» и «Премьер-министр».

 

Участниками праздника в Тынде стали 35 тысяч человек После грандиозного ночного фейерверка, украсившего небо Свободы (то бишь Тынды) яркими, фантастическими всполохами, эшелоны с почетными гостями праздника устремились назад – на запад и восток…

Сергей Ринчинов, Евгений Богачев. Фото Владимира Кузьмищева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31