30 октября 2020 08:05

30 октября 2020 08:05

Везет на хороших людей

Проводнику Мухометзяновой писали благодарности всем вагоном.
Попасть в бригаду проводников фирменного поезда «Байкал» в свое время было равносильно тому, что вытянуть счастливый билет. Нина Мухометзянова его не вытянула, а взяла упорством более 30 лет назад.
У дверей кабинета инструкторов поездных бригад резерва проводников Иркутского пассажирского вагонного депо сегодня не протолкнуться. Несколько десятков студентов из отряда проводников ИрГУПСа сдают предрейсовые экзамены.

Проводнику Мухометзяновой писали благодарности всем вагоном.

Попасть в бригаду проводников фирменного поезда «Байкал» в свое время было равносильно тому, что вытянуть счастливый билет. Нина Мухометзянова его не вытянула, а взяла упорством более 30 лет назад.

У дверей кабинета инструкторов поездных бригад резерва проводников Иркутского пассажирского вагонного депо сегодня не протолкнуться. Несколько десятков студентов из отряда проводников ИрГУПСа сдают предрейсовые экзамены. И только к одному инструктору нет очереди из молодежи – Нине Мухометзяновой. У нее сегодня законный выходной, и она пришла на работу, чтобы встретиться с журналистом «Восточно-Сибирского пути».

– Мне больше всего нравится работать со студентами. В них так много романтики! – говорит моя новая знакомая.

В юные годы романтика профессии хозяйки пассажирских вагонов не давала покоя и ей, школьнице из деревни Усть-Удинского района (ныне Балаганского) Иркутской области. Хотелось посмотреть страну и много общаться с интересными людьми. Поэтому и отправилась в город Зиму, чтобы поступить в местное профучилище, где обучали специальности «проводник».

 

В мае 1974 года по прибытии на место распределения, в Иркутск-Пассажирское вагонное депо, девушку ждала работа в прачечной – несовершеннолетних не брали в поездки. Все три месяца она буквально считала дни до своего 18-летия – так сильно хотелось отправиться в рейс. Встречая из поездок подруг по училищу, завидовала. Ей они казались людьми совсем взрослыми.

Вспоминает, как ранним утром в день своего рождения, 3 сентября 1974, прибежала в отдел кадров, чтобы напомнить: теперь-то она может стать проводником! Свой первый рейс маршрутом Иркутск – Усть-Илимск провела как бывалая железнодорожница. Коллеги дали оценку: молоденькая проводница знает, как найти подход даже к самым конфликтным пассажирам.

Через два года девушку ввели в состав бригады проводников фирменного поезда «Байкал», к тому времени уже имевшего небывалую популярность среди жителей страны. Проводниц для работы в нем набирали по такому же жесткому конкурсу, как и стюардесс в «Аэрофлот» – с учетом профессиональных качеств и внешних данных.

 

Хотя сегодня Нина признается в том, что попасть в бригаду легендарного «Байкала» ей удалось еще и за счет упорства. Когда в кабинете руководителя поездными бригадами девушке вновь стали говорить, что вакансий нет, она случайно увидела список работников с одной незаполненной строкой и твердо сказала:

– Вот свободное место, здесь можете вписать мои данные!

Первая поездка до Москвы состоялась под руководством начальника поездной бригады Адама Полякова. Коллеги-проводники делились с новенькой своими профессиональными секретами, в том числе касаемыми внешнего вида. И первое, что показали, как придать бравую форму берету с помощью... газеты, скрученной руликом.

Десять лет Нина Мухометзянова была проводником «Байкала». Затем три года ездила маршрутом международного сообщения Иркутск – Улан-Батор. Но всегда вспоминает годы работы в фирменном поезде Восточно-Сибирской как самые лучшие в жизни – популярность «Байкала» была такой, что каждый его работник считал делом чести поддерживать во всем сложившийся имидж.

 

Когда в Омске встречались два состава «Байкала», один следовавший из Иркутска в Москву, другой наоборот, все вокруг замирало – друг против друга стояли два поезда-близнеца. Их начальники Валерий Сабиров и Анатолий Трунов, похожие один в один выправкой и железнодорожной формой, проходили по платформе, как по парадной площади, и обменивались крепкими дружескими рукопожатиями. Пассажиры смотрели на происходящее завороженно. Проводники весело переглядывались – знали, когда речь заходит о соцсоревновании трудовых коллективов и борьбе за первое место, то эти два начальника непримиримые соперники.

Несколько лет работала Нина Мухометзянова в бригаде Валерия Сабирова. Как она говорит, в команде профессионалов и по-настоящему сплоченных людей. Поэтому сегодня твердо знает, в чем сокрыт главный секрет комфорта и хорошего психологического климата в пассажирском вагоне – в сплоченности напарников-проводников. В тандеме с ней работали такие мастера своего дела, как Татьяна Кузнецова, Галина Думская, Антонина Манькова и другие. Благодарности от пассажиров привозили с каждого рейса. Бывало, их пассажиры писали всем вагоном.

Последние 15 лет Нина Мухометзянова занимает должность инструктора. Уверена, что качество выполнения и этой работы напрямую связано со сплоченностью профессионалов, готовящих проводников в рейс: Ольги Назаровой, Елены Голуб, Натальи Селезневой, Татьяны Аминовой, Майи Гурецкой, Лилии Макаренко и других.

 

– Мне всегда везет на хороших людей, – признается она.

О своем выборе профессии более 30 лет назад Нина Тарасовна Мухометзянова не жалеет. Считает, что специальности «проводник», которая сегодня включает в себя знания «сервисного языка», технической грамотности, практической психологии, пора присвоить статус профессии.

Кстати, одна из дочерей нашей героини Людмила скоро станет дипломированным психологом. И примеры при подготовке курсовых работ берет не из учебников, а из жизненных ситуаций своей мамы.

Лейла Мустафаева. Фото автора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31