30 октября 2020 04:53

30 октября 2020 04:53

От Байкала до Амура

9 января 1974 года. Десантному отряду на Таюру выделили четыре бульдозера – из тех, что поновей, покрепче. Добавили трактор «Кировец», передвижную электростанцию, вагончик для жилья, самосвал «ЗИЛ-130».
Возглавили первый десант из восемнадцати человек начальник СМП-266 Петр Сахно и мастер участка Станислав Иванов. Ответственным за высадку десанта из Усть-Кута на Таюру назначили 35-летнего заместителя управляющего УС «Ангарстрой» Феликса Ходаковского.

9 января 1974 года. Десантному отряду на Таюру выделили четыре бульдозера – из тех, что поновей, покрепче. Добавили трактор «Кировец», передвижную электростанцию, вагончик для жилья, самосвал «ЗИЛ-130».

Возглавили первый десант из восемнадцати человек начальник СМП-266 Петр Сахно и мастер участка Станислав Иванов. Ответственным за высадку десанта из Усть-Кута на Таюру назначили 35-летнего заместителя управляющего УС «Ангарстрой» Феликса Ходаковского.

2 мая на берег этой студеной реки, в будущий поселок Звездный высадился Всесоюзный отряд имени ХVII съезда комсомола. Еще через месяц страна заговорила о втором плацдарме бамовских строителей – на берегу Окукихты. С участием бойцов ударного отряда «Иркутский комсомолец» здесь был заложен поселок Магистральный. А потом, как грибы после дождя, на бамовской карте стали появляться Ния, Улькан, Кунерма, Северобайкальск, Кичера, Новый Уоян… Только в 1974 году в адрес ЦК ВЛКСМ поступило более 165 тысяч заявлений с просьбой направить на строительство Байкало-Амурской магистрали. Немало добровольцев ехали на стройку без путевок и направлений – по зову сердца…

 

Когда-нибудь ученые всерьез начнут изучать феномен БАМа, и тогда в их руки наверняка попадет дневник бойца отряда «Иркутский комсомолец» Михаила Халиулина, который он вел с «первого колышка» до «золотого» звена. Вот что он записал в нем в начале лета 1974 года, когда поезд еще только вез молодых строителей в Усть-Кут, откуда они должны были вертолетом отправиться на место будущего поселка Магистральный: «…Будущее, которое надвигается на нас со скоростью 60 км в час, сдерет с нас все наносное, оставив суть. Мы узнаем не только товарищей – мы узнаем, прежде всего, себя, свое настоящее лицо и настоящую цену. В сущности, за этим многие и едут – узнать себя. Попробовать свои силы. И верится, что силы эти – большие…»

8 июля 1974 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Но ради объективности надо сказать, что БАМ начинался не с памятного десанта на Таюру и не с молодежного отряда, отправившегося на «стройку века» прямо с ХVII съезда комсомола. У этой магистрали более долгая и даже драматическая предыстория. Современный БАМ начался со второго рождения построенной еще в 30-е годы, но разобранной в годы войны 175-километровой соединительной ветки Бам – Тында. Восстановительные работы на ней были начаты весной 1972 года, а 8 мая 1975 года, накануне Дня Великой Победы и на пять месяцев раньше «расписания», первый рабочий поезд пришел в Тынду.

 

О строительстве Северного Транссиба мечтало не одно поколение россиян. Еще в конце ХIХ века созданный к тому времени комитет Сибирской железной дороги, обсуждая варианты направления Великого Сибирского железнодорожного пути, большинством голосов выбрал ныне существующий – по южной оконечности Байкала. Но именно в те годы были проведены первые изыскания и по северному маршруту: через Гоуджекитский перевал, Северо-Муйский хребет, реку Витим и далее на восток.

Однако ни царская Россия, ни молодая страна Советов не располагала ни техникой, ни капиталами для того, чтобы осилить строительство этого транспортного гиганта. Правда, после Великой Отечественной войны «железка» от станции Тайшет дошла до Братска и Усть-Кута. Но до «стройки века» еще было далеко.

 

Только в 1974 году страна вновь произнесла громкое слово «БАМ». Десятки тысяч строителей поехали осваивать новую целину, на этот раз – «зеленую». Им предстояло пройти с железной дорогой 3145 километров от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре, построить вдоль магистрали более 60 городов и поселков, почти две сотни станций и разъездов. Самые крупные из них – Лена-Восточная, Северобайкальск, Таксимо, Новая Чара, Тында, Ургал. Вдоль трассы БАМа протянулись линии электропередачи, по которым энергия Усть-Илимской и Зейской ГЭС стала поступать не только на объекты магистрали, но и во все населенные и промышленные пункты. На Байкало-Амурской магистрали и линии Бам – Тында – Беркакит – Нерюнгри было выполнено более 300 млн кубометров земляных работ, три четверти которых – в скальных и вечномерзлотных грунтах, возведено 3500 искусственных сооружений, в том числе 150 больших мостов, построено восемь тоннелей общей длиной более 30 км, в том числе Северо-Муйский, который прорезал горный хребет на протяжении 15 километров 343 метров. Строители уложили почти пять тысяч километров главных и станционных путей, миллионы кубометров песчано-гравийного и щебеночного балласта.

БАМ был объявлен ударной комсомольской стройкой. БАМ строила вся страна – и это не пустые слова. Бывшие союзные и автономные республики, многие города, края и области взяли шефство над отдельными участками БАМа, направляя туда свои комсомольские отряды и свои организации. Вокзалы, котельные, поселки железнодорожников в капитальном исполнении – за ними стоит труд архитекторов, проектировщиков, строителей всей некогда огромной державы. Отряды высаживались в глухой тайге со своей техникой, своими проектами и стройматериалами. Как и транспортным строителям трестов «ЛенаБАМстрой», «ЗапБАМстроймеханизация», «Мостострой-9», «Нижнеангарсктрансстрой» и других, им все приходилось начинать с нуля.

 

29 сентября 1984 года на разъезде Балбухта в Читинской области бригады монтеров пути Александра Бондаря и Ивана Варшавского, приведшие свои путеукладчики с Запада и Востока, сомкнули БАМ последней рельсошпальной решеткой.

1 октября 1984 года в Куанде эти же бригады уложили символическое «золотое» звено и открыли сквозное движение поездов по всей магистрали в режиме временной эксплуатации.

Были на БАМе и раньше фейерверки, торжественные митинги, победные марши. Но именно в Куанде соединились две половины символического ключа, который был вручен в апреле 1974 года на съезде комсомола командиру первого отряда Виктору Лакомову и комиссару Владимиру Мучицыну. Этот ключ был разделен на станции Тайшет и отдан тем, кто ехал строить Западный и Восточный участки. Более 3700 дней и ночей символические половинки «ключа от БАМа» хранились у командира и комиссара.

Однако потребуется еще пять лет на капитальное обустройство станций, предприятий железнодорожного назначения, поселков, чтобы в ноябре 1989 года Государственная комиссия подписала акт о сдаче Байкало-Амурской магистрали в постоянную эксплуатацию и передала весь Северный Транссиб в руки железнодорожников. Еще почти пятнадцать лет продолжалось строительство Северомуйского тоннеля – одного из самых сложных горнотехнических сооружений в мире.

Евгений Долинин. Фото Эдгара Брюханенко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31