24 октября 2020 18:07

24 октября 2020 18:07

Моя Кругобайкалка

Здесь всё радует глаз, будоражит воображение и создает настроение.
Воскресные дни конца мая я посвятил небольшому путешествию по Кругобайкальской железной дороге, месту насколько красивому, настолько же и удивительному.
Странно, каждый раз, ступая на рельсы легендарной железки, испытываешь чувство, как от встречи со старым, но давно не виданным другом. Она удивительна и разнолика не только в зависимости от времени года, но даже от времени суток и погоды – пожалуй, как и Байкал, омывающий ее подножие.

Здесь всё радует глаз, будоражит воображение и создает настроение.

Воскресные дни конца мая я посвятил небольшому путешествию по Кругобайкальской железной дороге, месту насколько красивому, настолько же и удивительному.

Странно, каждый раз, ступая на рельсы легендарной железки, испытываешь чувство, как от встречи со старым, но давно не виданным другом. Она удивительна и разнолика не только в зависимости от времени года, но даже от времени суток и погоды – пожалуй, как и Байкал, омывающий ее подножие. Зимой преобладают черно-белый и синий цвета. Это цвета снежного покрова, ледяных полей, скал, неба и шпал. В это время Кругобайкалку наблюдаешь как бы со стороны. Всякий раз, пробегая вдоль нее по лыжне, охватываешь взглядом огромную панораму озера, гор и такую тоненькую ниточку железнодорожного пути, что кажется, дыхни Байкал чуточку сильней – и сдует ее со скальных полок. Однако стоит она по сей день и стоять будет вечно!

Весна в эти края приходит рано. Едва пригреет солнышко, испаряются снега с крутых скал над озером, высыпают хороводы белых берез в редких распадках, а на южных склонах глаз радует трава прострел, что в народе зовется подснежником. Лед на Байкале растаял, и хотя еще носит по нему отдельные льдины, однако конец апреля – начало мая – это пора пеших путешествий по Кругобайкалке, познания ее истории и особенностей.

 

 

Пикник на обочинеНо особенно хороша старая железка с приходом лета, когда склоны гор надевают нарядный зеленый покров, украшают себя позументами разнообразных цветов, грациозно заглядывая в зеркало сибирского озера-моря. В июле наступает буйство цветов лилейников, из которых особенно выделяется саранка, покрывающая склоны алым ковром. Такая чудесная гамма: зеленый, красный, голубой и бирюзовый – краски земли, неба и воды!

Наше маленькое путешествие состоялось в последних числах мая, и видели мы, как просыпается природа, как украшается земля и сколько счастливых, улыбающихся молодых лиц на старой дороге. Любит народ Кругобайкалку!

Отправились мы туда по случаю – встретиться на альпинистской базе с друзьями, вернувшимися из продолжительного лыжного путешествия по Аляске. Это иркутяне Григорий Скаллер и Игорь Балеев. Об их сорокадневном походе рассказывало иркутское телевидение.

Альпинистская молодежно-спортивная база находится на 149-м км, на бывшем разъезде Ангасолка, часть зданий которого располагается в старинных железнодорожных домах. База предоставляет туристам услуги по организации проживания, питания и экскурсий. В народе это место зовут Старой Ангасолкой. Но облик поселению создают новые строения, отдаленно напоминающие старые ранчо ковбойской Америки.

Несколько исторических фактов. Строительство Кругобайкальской железной дороги (КБЖД) протяженностью 84 км началось в марте 1902 года. Несмотря на сжатые сроки и осложнившуюся обстановку в связи с русско-японской войной, благодаря умелому и твердому руководству, стройка была завершена за два года и три месяца – небывало короткий срок! Временная эксплуатация линии началась 18 марта 1904 года, а в постоянную эксплуатацию перегон от станции Байкал до станции Слюдянка был сдан 18 октября 1905 года.

 

Прибытие «Матани» в Ангасолку. 149-й кмПрокладка второго пути, начавшаяся в 1911 году, завершилась сдачей в постоянную эксплуатацию 9 октября 1915 года. При этом строительные материалы камень и металл были заменены железобетоном. Построенные тогда арочные и один рамный мост даже сегодня поражают не только изяществом линий, но и смелостью технических решений.

После проведения официальных мероприятий – просмотра фильма о путешествии, прослушивания восторженных, импульсивных рассказов самих участников, песен под гитару на берегу Байкала – следующий день был посвящен экскурсии по КБЖД в окрестностях Ангасолки и тренировкам на скалах, нависающих над рельсами железной дороги. Я выбрал посещение «музея инженерной мысли», как еще называют Кругобайкалку, чтобы освежить в памяти ее образ и осмотреть виды строительных сооружений и берегов Байкала. Они так органично вписаны в синеву воды и неба, так дополняют друг друга, что, без сомнений, оба являются достоянием мирового наследия, только один как природный феномен, другой как гимн человеческому труду!

Я думаю, больше не надо слов, пусть читатель посмотрит фотографии и как бы сам пройдет со мной по рельсам старой дороги, оценит ее красоту, а там, глядишь, захочет побывать в столь чудных местах. Иркутянам, тем более железнодорожникам, сделать это довольно просто – следует только сесть в вагон «Кругобайкальского экспресса», курсирующего от областного центра до порта Байкал, и прикоснуться к прекрасному и вечному.

Сергей Воробьев. Фото автора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31