24 октября 2020 12:27

24 октября 2020 12:27

Андрей Хоменко: Без инженерной мысли нет движения вперед

ИрГУПС готов к притоку абитуриентов, здесь профориентация решает государственные задачи.
Чем живет и дышит наш университет, какие новации ждут студентов и профессорско-преподавательский коллектив в новом учебном году, как демографический спад влияет на наполняемость студенческих аудиторий. Об этом и многом другом разговор нашего корреспондента с ректором ИрГУПСа Андреем Хоменко.
– Андрей Павлович, начнем с главного.

ИрГУПС готов к притоку абитуриентов, здесь профориентация решает государственные задачи.

Чем живет и дышит наш университет, какие новации ждут студентов и профессорско-преподавательский коллектив в новом учебном году, как демографический спад влияет на наполняемость студенческих аудиторий. Об этом и многом другом разговор нашего корреспондента с ректором ИрГУПСа Андреем Хоменко.

 

– Андрей Павлович, начнем с главного. В Байкальском регионе наш отраслевой вуз всегда отличался широким спектром подготовки специалистов. Какими новыми специальностями на этот раз порадует абитуриентов ИрГУПС?

– На наш взгляд, сегодня мы оптимизировали набор студентов по чисто железнодорожным специальностям. Пожалуй, открытием для абитуриентов станет набор по такому направлению, как инноватика. По существу, таких специалистов в регионе не готовят, а потребность в них огромная.

Чего греха таить, не только у нас в Восточной Сибири, но и в России в рыночных условиях возник заметный разрыв между научными разработками и их внедрением в производство. На это постоянно обращают внимание и правительство страны, и президент. Создавать технопарки или бизнес-инкубаторы между бизнесом и ученым сообществом будут призваны такие специалисты. И действительно, кто кроме них способен доходчиво, с безупречными логическими выкладками довести до бизнесменов суть той или иной научной разработки, спрогнозировать затраты на ее внедрение и, наконец, подытожить экономический эффект.

Потому знаковым для нас стало совместное апрельское заседание ректоров вузов Иркутской области и руководителей торгово-промышленных палат Восточной Сибири на базе нашего университета. На нем мы обсуждали и предлагали пути взаимодействия бизнес-структур и ученых сообществ. Еще раз убедились в своевременности сделанного шага по открытию новой специальности в ИрГУПСе.

 

– По мнению некоторых крупных практиков перевозочного процесса, подготовка специалистов по таким направлениям, как «Таможенное дело», «Менеджмент организации», «Управление качеством», «Антикризисное управление», вроде бы не имеют прямого отношения к стальной колее. Раз так, считают они, зачем их готовить в нашем университете...

– Как отраслевой вуз мы, прежде всего, отвечаем перед своими заказчиками, а это ОАО «РЖД» и Минтранс РФ, за количественную и качественную подготовку специалистов перевозочного процесса. Причем особенность нашей подготовки – это не только фундаментальные знания инженера-железнодорожника, но и его основательные практические навыки. Смею вас заверить, и в первом, и во втором мы не уступаем другим отраслевым вузам России (всего их девять – А.Ф.).

Что касается сопредельных профессий, то сегодня без них не обойдется современная железная дорога. Что, к примеру, значит для предприятия специалист по управлению качеством? Это не работник известной с советских времен аббревиатуры ОТК, который выявляет брак на выходе. Он на уровне современной подготовки стремится построить систему, которая в принципе не допускает зарождение бракованной продукции на каждой стадии передела. Разве это не актуально для железнодорожного транспорта? У нас, например, все 26 прошлогодних выпускников по этой специальности были разобраны работодателями, как горячие пирожки. Ныне мы намерены сформировать по этому направлению целых две группы.

Возьмем «Таможенное дело». Транссиб с каждым годом укрепляет позицию как связующее звено между Европой и Азией. Растут контейнерные перевозки, пассажирские. Как тут обойтись без знания языков, таможенного дела, менеджмента и, далее по цепочке, так называемых «ненужных» железнодорожному транспорту профессий?

 

– Текущий год – знаковый для студентов. Вступает в законные права двухуровневая подготовка специалистов. Как в ИрГУПСе с этим дело обстоит?

– Мы пока намерены внедрить систему бакалавриата и магистратуры по двум направлениям – «Экономика» и «Менеджмент». Распространять двухуровневую систему по всем направлениям, на мой взгляд, пока нецелесообразно. Дело в том, что отечественные отраслевые вузы, а этот год, кстати, проходит под знаком «200 лет российскому транспортному образованию», изначально были средоточием как фундаментальных, так и практических знаний. Будучи в командировке в Японии, я пообщался с начальником службы движения одной из железнодорожных компаний этой страны. Первоначально он получил диплом бакалавра по экономике, а потом еще три года специализировался в учебном центре этой компании. Нам просто не по карману создавать корпоративные вузы, тем более что весь профессорско-преподавательский состав сосредоточен в отраслевых университетах.

 

– Ярким событием для ИрГУПСа станет открытие в начале июня филиала в Улан-Баторе. Что подвигло транспортное вузовское сообщество к созданию первого в дальнем зарубежье учебного центра?

– Однозначно, крепнущие связи между двумя странами. Если углубиться в историю, то наши отношения в области образования начались еще в 1949 году. Тогда Россия приняла на себя обязательство готовить специалистов для УБЖД. Известные события 90-х приостановили этот процесс, и наши соседи стали испытывать кадровый инженерный голод. В 1992 году начальник Улан-Баторской дороги г-н Раш обратился в тогдашний ИрИИТ за помощью в подготовке кадров. Мы приняли по заочной форме обучения, а затем и выпустили 32 специалиста. С тех пор наши педагоги неоднократно выезжали в Улан-Батор для консультаций преподавательского состава железнодорожного колледжа. Пока мы намерены помогать на месте монгольским старшеклассникам в углублении знаний по математике, физике, информатике и, конечно, русскому языку для поступления в российские технические вузы. Недавно в нашем университете открыты 25 бюджетных мест специально для монгольских студентов. Сделано это и потому, что связи ОАО «РЖД» и УБЖД вышли на новый уровень. Магистраль соседней страны будет прирастать, крепнуть и развиваться, а для этого как воздух нужны высококвалифицированные кадры. Известно, без инженерной мысли нет движения вперед.

 

– Профессорско-преподавательский состав иркутских вузов озабочен предстоящим уменьшением набора, связанным с демографическим провалом рождаемости 90-х годов. У вас он не вызывает опасения?

– Дело в том, что мы своих будущих абитуриентов готовим со школьной скамьи. Лицейское движение для нас не ярлык, а живое дело. Профориентацию мы, например, успешно ведем во всех 20 лицейских классах. В Слюдянской школе-интернате ОАО «РЖД» мы проводим выездные сессии, занятия по отдельным предметам, что помогает ребятам с линии при поступлении в ИрГУПС. А после его окончания молодые специалисты, как правило, возвращаются опять-таки на линию. Это далеко не единственный пример.

Университет постоянно развивает и совершенствует систему непрерывного образования. Еще в 1993 году был создан Восточно-Сибирский учебный центр, в который вошли Улан-Удэнский железнодорожный колледж, технический лицей Иркутска. Кроме того, мы активно сотрудничаем с руководителями многих предприятий дорог Восточной Сибири (подготовку кадров ИрГУПС ведет для Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской магистралей – А.Ф.). Они направляют к нам на учебу отдельных выпускников своих подшефных школ, которые после окончания университета возвращаются домой. У нас действительно крепкий кадровый тыл.

Александр Филиппов. Фото автора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31