22 октября 2020 15:33

22 октября 2020 15:33

Старость под «липой»

Чтобы продлить жизнь технических устройств, отработавших свой ресурс, на дорогах порой обращаются к недобросовестным экспертам.
Популярный лозунг 80-х годов прошлого века «От техники безопасности – к безопасной технике», к сожалению, не нашел своего отражения в сегодняшней действительности. От техники безопасности постепенно уходим, а к безопасной технике не пришли. Поднять на страницах газеты эту тему предложил начальник отдела надзора за промышленной безопасностью Сибирского управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Евгений Анищенко.

Чтобы продлить жизнь технических устройств, отработавших свой ресурс, на дорогах порой обращаются к недобросовестным экспертам.

Популярный лозунг 80-х годов прошлого века «От техники безопасности – к безопасной технике», к сожалению, не нашел своего отражения в сегодняшней действительности. От техники безопасности постепенно уходим, а к безопасной технике не пришли. Поднять на страницах газеты эту тему предложил начальник отдела надзора за промышленной безопасностью Сибирского управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Евгений Анищенко.

 

– На уровень травматизма и аварий при эксплуатации технических устройств (оборудования, работающего под давлением, подъемных сооружений) влияют два фактора – технический и человеческий.

В поднадзорных нашему отделу структурных подразделениях, работающих в границах Западно-Сибирской, Красноярской и Восточно-Сибирской дорог, эксплуатируется более 5 тыс. технических устройств. В основном это грузоподъемные краны, подъемники, сосуды, работающие под давлением, паровые и водогрейные котлы, пассажирские и грузовые лифты. Более половины из них отработали нормативные сроки службы.

 

Стремление как-то продлить эксплуатацию таких устройств заставляет их владельцев обращаться в специализированные экспертные организации, имеющие лицензию Ростехнадзора на проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, на что расходуются очень значительные средства, порой не соизмеримые с результатом. Тем более что среди указанных экспертных организаций попадаются такие, которые «проводят экспертизу» без выезда на объект, не отрывая своего тела от рабочего места, прямо спрашивая заказчика: «А вам экспертиза нужна на самом деле или просто выдать положительное заключение на 1-2 года?». Стоимость таких «услуг», понятно, разная.

 

Настораживает тот факт, что за последние два года участились случаи травмирования людей вследствие неудовлетворительного технического состояния грузоподъемных кранов. Чаще всего отсутствует должный контроль ответственных по надзору (как правило, технических руководителей предприятий) за своевременным проведением осмотров технического состояния кранов. Как следствие, продолжается эксплуатация кранов с неисправными приборами безопасности, нарушение норм и правил при замене стальных канатов кранов. И как результат – падение башенных и козловых кранов вследствие их перегруза, обрывы грузовых и стреловых канатов, падение стрел, разрушение несущих металлоконструкций и выносных опор.

В марте текущего года в отделе зарегистрирован несчастный случай с монтажником железобетонных конструкций ОАО «Уренгойдорстрой». Он был смертельно травмирован оголовком стрелы пневмоколесного крана, упавшей из-за обрыва стрелового каната.

 

Оставляет желать лучшего и ситуация с человеческим фактором. Беспринципность руководителей и специалистов предприятий, отсутствие профилактики, непринятие мер к персоналу, нарушающему требования производственных инструкций, сводит на нет все усилия инспекторов Ространснадзора по кардинальному снижению травматизма при эксплуатации технических устройств. По-прежнему основная причина травмирования людей при эксплуатации грузоподъемных кранов – их нахождение там, где находиться запрещено требованиями правил, норм и производственных инструкций, а именно: под грузом, стрелой, на самом кране, в зоне перемещения груза, между поворотной частью крана и любым предметом, будь то здание, сооружение, автомобиль или подвижной состав. 

 

Понятно, что даже при технических неисправностях кранов, повлекших аварию, обрыв каната или падение груза, никто не пострадает, если не будет находиться в потенциально опасном месте.

В условиях реформирования железных дорог работа государственных инспекторов нашего отдела значительно усложняется. Ежеквартально, если не чаще, происходит разделение структурных подразделений дорог, изменение их названий, создание дочерних структур, перераспределение основных средств, в состав которых входят и поднадзорные отделу технические устройства, передача их в аренду сторонним организациям без надлежащего оформления договоров аренды. В результате порядка становится меньше, чувство ответственности руководителей и специалистов за обеспечение безопасности при эксплуатации технических устройств на ОПО притупляется.

 

В этой ситуации инспекторский состав отдела вынужден принимать более жесткие меры по привлечению виновных в нарушении действующих правил и инструкций в области промышленной безопасности ко всем видам ответственности через правоохранительные органы, включая наложение штрафов и административное наказание в виде дисквалификации.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31