22 октября 2020 17:42

22 октября 2020 17:42

Нет оснований для полемики

«Восточно-Сибирский путь» опубликовал статью Виктора Никулинских о том, что БАМ готовится к 35-летнему юбилею. Категорически не согласен с этой статьей журналист и ветеран БАМа Анатолий Снегур. Суть его возражений в том, что начало строительства БАМа было не в 1974 году, а в 1933-м. В 1974-м, дескать, продолжилась его достройка, и надо отмечать не 35-летие начала строительства БАМа, а лишь 25-летие укладки «золотого звена» на разъезде Балбухта.

«Восточно-Сибирский путь» опубликовал статью Виктора Никулинских о том, что БАМ готовится к 35-летнему юбилею. Категорически не согласен с этой статьей журналист и ветеран БАМа Анатолий Снегур. Суть его возражений в том, что начало строительства БАМа было не в 1974 году, а в 1933-м. В 1974-м, дескать, продолжилась его достройка, и надо отмечать не 35-летие начала строительства БАМа, а лишь 25-летие укладки «золотого звена» на разъезде Балбухта.

Мне, как непосредственному участнику событий (с 1977 г. в качестве начальника СМП-581 треста «Нижнеангарскстрой», затем – начальника УС «БАМстройпуть»), возражения и возмущения Анатолия Емельяновича кажутся не совсем корректными.

 

Если смотреть на строительство БАМа с позиций истории и будущего, скажем, 2150 года, то такая трактовка будет, возможно, логичной. С позиций же нынешнего поколения, конкретных, живых участников строительства  это не соответствует реальным условиям. Все постановления правительства с 1974 года говорили о начале строительства БАМа на участке Усть-Кут – Комсомольск-на-Амуре. И никогда не замалчивалась и не принижалась роль изыскателей, проектировщиков и строителей предыдущих периодов. Всегда о них говорилось с большим уважением и чувством благодарности. Некоторые из них даже присутствовали на торжествах по укладке «золотого звена». Все строители БАМа с 1974 г. строили, а не достраивали магистраль. Трудно себе представить, как можно «достраивать»  трехтысячекилометровый участок БАМа. Он именно строился! И в довоенные годы, и после войны, и в наше время, начиная с 1974 года. И здесь нет никакого противоречия.

 

Что касается 25-летия укладки «золотого звена», – это действительно огромное, эпохальное событие в жизни стройки. Как, скажем, Сталинградская битва в войне – веха коренного перелома, так и 35-летие начала строительства БАМа на участке Усть-Кут – Комсомольск-на-Амуре – прекрасный повод вспомнить это знаменательное событие .

 

Действительно, «золотая стыковка» состоялась на разъезде Балбухта. Там было много непосредственных участников этого события, было торжественно и радостно. Но ничего нет плохого в том, что на ст. Куанда был организован грандиозный праздник с участием коллективов строителей и многочисленных гостей, которые на Балбухту не смогли приехать. Например, по нашему приглашению в Куанду прибыла делегация Кузнецкого металлургического комбината, поставлявшего рельсы на БАМ. Разве они не имели права участвовать в этом празднике – символической укладке «золотого звена»? Поэтому праздник в Куанде надо рассматривать не как фарс, а именно как праздник, заслуженный многими поколениями строителей БАМа.

 

Возможно, цифра 35 не совсем юбилейная сама по себе, но для живых участников, ветеранов БАМа, особенно тех, кто остался в городах и поселках магистрали, – это повод еще раз вспомнить то время, свою молодость, поздравить друзей, поддержать друг друга. Это важно и, по большому счету, очень необходимо. Так что давайте вспомним замечательные годы великой стройки, великих людей! И дай Бог нам всем здоровья и счастья, а БАМ пусть работает на благо России!

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31