29 октября 2020 10:56

29 октября 2020 10:56

Пути есть – надо искать

Мерам по снижению негативных последствий финансового кризиса был посвящен апрельский пленум дорпрофсожа, проходивший в режиме видео-онлайн.
Похоже, консерватизм железнодорожников не всегда может быть конструктивным. В условиях спада перевозок подавляющее большинство руководителей предприятий дороги и профлидеров, имеющих, как правило, богатейший производственный опыт, пока ищут пути создания программы занятости части своих работников.

Мерам по снижению негативных последствий финансового кризиса был посвящен апрельский пленум дорпрофсожа, проходивший в режиме видео-онлайн.

Похоже, консерватизм железнодорожников не всегда может быть конструктивным. В условиях спада перевозок подавляющее большинство руководителей предприятий дороги и профлидеров, имеющих, как правило, богатейший производственный опыт, пока ищут пути создания программы занятости части своих работников. По большому счету, на отдельных предприятиях ВСЖД забыли, что ПВД (подсобно-вспомогательная деятельность) это не только возможность зарабатывать, но и отличный шанс создать новые рабочие места.

 

Под занавес пленума заместитель начальника дороги по экономике и финансам Владимир Каутц, находившийся в составе дорожной комиссии по осмотру готовности к летним перевозкам Улан-Удэнского отделения, попросил слова из Слюдянки. Он перечислил ряд пробелов в экономике магистрали, которые можно и нужно задействовать уже в ближайшее время, чтобы пополнить дорожный бюджет, а значит сохранить рабочие места. В частности он уверен, что более энергичные действия командиров производства в поиске дополнительных объемов производства («бороться за каждую тонну груза!»), по реанимации ПВД и распродаже залежалых материально-технических ценностей, по своевременной оплате арендны за пользование производственными и иными помещениями дороги ее партнерами станут существенной добавкой для железнодорожного кошелька. И это далеко не все, что, попросту говоря, «лежит» на виду. Почти 150 млн рублей задолжали Восточно-Сибирской дороге муниципалитеты за пользование теплом, паром и водой. Делает робкие шаги по пути безубыточности дорожная социальная сфера...

 

– Решать эти проблемы без массового привлечения наших работников невозможно, – подчеркнул Владимир Каутц. – Поэтому более энергичное подключение профсоюзного актива к этой деятельности жизненно необходимо. В частности, почему бы нам не ввести в условия соревнования в качестве главных определяющих при выявлении победителей такие экономические категории, как хозрасчет, себестоимость, производительность труда.

С последней на дороге дело как раз обстоит неважно. Если взять итоги первого квартала 2009 года к соответствующему периоду прошлого, то производительность труда в целом по магистрали достигла лишь 85%. Если подойти к этой цифре абсолютно прагматично, «добру и злу внимая равнодушно», то у нас оказались незагруженными 6665 работников.

Начался же апрельский пленум дорпрофсожа с основательного, несмотря на лаконичность, доклада дорожного профсоюзного лидера Александра Старцева опять-таки из Слюдянки. Председатель дорпрофсожа – непременный участник всех комиссионных осмотров дороги.

– Негативные тенденции, наметившиеся в конце 2008 года, сохранились и в начале 2009-го. По дороге объем перевозок снизился в первом квартале на 19,1%, а в отдельных дочерних обществах ОАО «РЖД», таких, например, как строительно-монтажный трест №14 «РЖДстроя», объем работы упал почти наполовину, – отмечал Александр Старцев. – Соответствующим приказом «О работе дороги в условиях снижения грузовых перевозок» в конце декабря прошлого года были определены задачи и приоритеты в реализации антикризисной программы. Такие меры были разработаны и во всех предприятиях и организациях ОАО «РЖД», в дочерних зависимых обществах. На дороге за счет реализации этой программы по итогам первого квартала снижены затраты почти на один млрд рублей и сохранены несколько тысяч рабочих мест.

 

Кстати, за этот период времени в целом по Восточно-Сибирской было сокращено 54 человека, а вот уволилось по собственному желанию 513 работников и вышло на заслуженный отдых 568 человек. В результате численность сотрудников дороги в перевозках за три месяца этого года (к соответствующему периоду прошлого) уменьшилась на 8,3%. Показательно то, что она упала в основном за счет внедрения режима неполного рабочего времени.

Свою лепту в обеспечение главной социальной составляющей – сохранение рабочих мест – внес и профсоюзный актив ВСЖД. Дорпрофсож и его подразделения на линии в условиях спада перевозок вели и продолжают вести мониторинг ситуации с занятостью железнодорожников на предприятиях.

На девятой конференции трудового коллектива дороги («Восточно-Сибирский путь» делал подробный отчет о ней) красной нитью во многих выступлениях прошло то, что во время принятия так называемых непопулярных мер, а они у всех железнодорожников на слуху, удалось-таки избежать массового сокращения рабочих мест. Мало того, были сохранены индексация заработной платы, единовременные вознаграждения за обеспечение безаварийности перевозочного процесса и преданность компании. Но, как известно, денег много не бывает.

 

Предваряя апрельский профсоюзный пленум, профактив Иркутского отделения провел прелюбопытный анонимный опрос членов профсоюза. Работников попросили выделить самые волнующие их темы. На первом месте оказалась низкая, по их мнению, заработная плата; на втором – внедрение режима неполного рабочего дня и, как следствие, возможные сокращения; на третьем – угрожающий износ технических средств. Между прочим, средняя зарплата сотрудников, занятых в процессе первозок, в целом по магистрали в первом квартале этого года составила 28901 руб., что на 15,2% больше, чем в прошлом году (итоги двух месяцев 2009-го по сети – 23724 руб. и 15,2% соответствующего роста). Причем индекс взлета потребительских цен в целом по стране составил 13,6%. Все, как говорится, познается в сравнении.

Известно, дыма без огня не бывает. На пленуме были обнародованы тревожные факты задержек своевременных выплат заработанного. В частности, в эксплуатационном ТЧ Иркутск-Сортировочный 44 работникам была задержана выдача отпускных. Здесь же несвоевременно оказывается материальная помощь пенсионерам к юбилейным датам. За три месяца текущего года правовыми инспекторами дорпрофсожа и теркомов профсоюза было сделано 108 проверок. Предъявлено 396 требований по устранению нарушений трудового законодательства. Отменено 28 незаконно наложенных дисциплинарных взысканий, а в пользу работников выплачено 880557 руб. К примеру, в ПЧ Новый Уоян (этот факт был оглашен на пленуме) была нарушена процедура перевода сотрудников на 7-часовой рабочий день. Но если бы этот пример был единичным... Увы, профактив на линии (то ли по нежеланию портить отношения с начальством, то ли по правовому незнанию) порой остается в стороне от этих жгучих для людей проблем.

 

На этот раз все руководители теркомов, представляющие интересы работников наемного труда на четырех отделениях Восточно-Сибирской, сочли необходимым поделиться наболевшим с виртуальной трибуны пленума. Иначе и быть не могло. Где же, как не на местах, а свои выступления они сделали из студий отделенческих столиц, видна проблема спада грузопотока, тянущая за собой цепь социально-экономических последствий.

Так, на Северобайкальском отделении терком озабочен возможными негативными последствиями для управленческого персонала при переходе дороги на безотделенческую структуру. На Тайшетском профлидеры озабочены возможной ликвидацией железнодорожной больницы на станции Тайшет. Иркутский территориальный комитет профсоюза настораживает легкомысленность отдельных руководителей предприятий, издающих направо и налево приказы о сокращении рабочего дня для сотрудников без учета особенностей перевозочного процесса. На Улан-Удэнском отделении, имеющем самое большое падение объемов работы, членов выездных бригад теркома, устраивающих встречи с работниками узловых станций, волнует вопрос занятости и правовой защищенности сотрудников в условиях кризиса.

– Тяжелые времена разумнее переживать вместе, – сделал вывод Александр Старцев. – В условиях нестабильной экономики, но в рамках социального партнерства, предусмотренного законом, необходимо активно использовать процедуру переговоров с работодателем. В этих границах и необходимо искать нестандартные решения. Профсоюз и работники, равно как и работодатели, заинтересованы в сохранении предприятий и квалифицированных кадров.

 

Проект постановления пленума было лаконичным, всего восемь пунктов. Среди важнейших – сохранение зарплаты на прежнем уровне для сотрудников всех дочерних компаний ОАО «РЖД», развернувших деятельность в Байкальском регионе, активизация правовой просветительской работы в трудовых коллективах, тотальный контроль за соблюдением трудового кодекса РФ на всех линейных предприятиях. Дорожный профактив решил проводить более энергичную работу в коллективах, направленную на поиск снижения расходов, укрепления трудовой и технологической дисциплины, повышения доходности.

Александр Филиппов. Фото автора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31