30 октября 2020 07:48

30 октября 2020 07:48

Мы строили, а не достраивали

После публикации моей статьи в дорожной газете (от 27.02.09 г.) о подготовке к празднованию 35-летия БАМа я получил письмо из Новой Чары, от журналиста Анатолия Снегура. Суть его в том, что я поддерживаю «ошибочную и вредную позицию газеты по искажению истории транспортного строительства и истории СССР». Автор утверждает, что «БАМ начинается с Тайшета и заканчивается в Советской Гавани, так как его начали строить еще в довоенные годы». Поэтому, мол, и речи не может быть о начале строительства магистрали 35 лет тому назад.

После публикации моей статьи в дорожной газете (от 27.02.09 г.) о подготовке к празднованию 35-летия БАМа я получил письмо из Новой Чары, от журналиста Анатолия Снегура. Суть его в том, что я поддерживаю «ошибочную и вредную позицию газеты по искажению истории транспортного строительства и истории СССР». Автор утверждает, что «БАМ начинается с Тайшета и заканчивается в Советской Гавани, так как его начали строить еще в довоенные годы». Поэтому, мол, и речи не может быть о начале строительства магистрали 35 лет тому назад.

Действительно, в 1933 году появилось постановление правительства СССР «О строительстве Байкало-Амурской магистрали», однако на реализацию этого крупнейшего проекта у страны сил и средств не хватало. Строительство велось частями: на север от Трансиба до поселка Тындинский и по маршрутам Известковая – Ургал и Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре. Но началась Великая Отечественная война, и строительство БАМа было прекращено. Большую часть пути демонтировали и направили на рокадную железную дорогу от Саратова до Сталинграда.

 

После войны началось строительство линии Тайшет – Усть-Кут, которая стала подъездным путем к БАМу . Дальнейшее строительство железной дороги на восток было свернуто из-за нехватки ресурсов. На два десятилетия наступило затишье. И только в начале 70-х годов возобновились проектно-изыскательские работы. Именно тогда и был принят современный вариант магистрали, проходивший вдоль северного берега Байкала, далее по Верхнеангарской, Муйской, Чарской долинам. По первоначальному проекту трасса проходила намного севернее, через Киренск и Бодайбо.

 

Заслуги изыскателей и проектировщиков, строителей магистрали довоенного и послевоенного периодов никто не оспаривает, они значительны. Поэтому на ст.Таксимо строителями современного БАМа им воздвигнут памятник. Практически все исторические книги о БАМе начинаются с описания первого периода строительства, называются первые изыскатели и проектировщики. Но практически ничего не пишется о непосредственных строителях трассы, потому что основная рабочая сила состояла из заключенных БАМЛага и даже японских военнопленных (см. «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына). В тот период не строились города и поселки для строителей и железнодорожников, они просто были не нужны .

 

8 июля 1974 года руководством страны было принято постановление №561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Именно о строительстве, а не о достройке, как утверждает А. Снегур. Данным постановлением строительство станций, городов и поселков было поручено вести всем союзным республикам, краям, областям и крупным городам. На стройку направлялись лучшие молодые кадры. Над стройкой взял шефство комсомол. По его путевкам молодые люди с большим желанием ехали возводить магистраль, города и поселки. И разве плохо, что они будут иметь возможность вновь собраться вместе, вспомнить трудовые будни и подвиги стройки, вспомнить тех, кого, к сожалению, нет среди нас, вспомнить свою молодость.

 

Считаю, что празднование юбилея БАМа окажет большое воспитательное воздействие на нынешнюю молодежь. Чего греха таить, многие ее представители не знают его исторических дат, его героев.

Анатолий Снегур предлагает отпраздновать только 25-летие «золотой стыковки» на разъезде Балбухта. Согласен, надо, но это будет праздник как бы местного значения, праздник тех, кто укладывал рельсы. А как быть тем, кто построил жилье, школы, вокзалы и другие объекты в городах и поселках трассы? История строительства БАМа имеет много этапов, но для нынешнего поколения самый важный – это последний: строительство магистрали от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре.

Виктор Никулинских
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31