19 октября 2020 18:38

19 октября 2020 18:38

Сергей Байчурин: Рисками необходимо Управлять

Работа по предупреждению несчастных случаев на производстве должна стать своеобразным стандартом качества.
Международня организация труда объявила 28 апреля Всемирным днем охраны труда. Одним из лозунгов этой организации стало провозглашение защиты жизни и здоровья человека на производстве. Именно в такой тональности сложилась беседа нашего корреспондента с начальником дорожной службы охраны труда и промышленной безопасности Сергеем Байчуриным.

Работа по предупреждению несчастных случаев на производстве должна стать своеобразным стандартом качества. Международня организация труда объявила 28 апреля Всемирным днем охраны труда. Одним из лозунгов этой организации стало провозглашение защиты жизни и здоровья человека на производстве. Именно в такой тональности сложилась беседа нашего корреспондента с начальником дорожной службы охраны труда и промышленной безопасности Сергеем Байчуриным.

 

– Сергей Николаевич, каким образом можно подытожить внимание руководства магистрали и дорпрофсожа к этой важнейшей проблеме?


– Трудовым кодексом России предусмотрено выделение средств на охрану труда в размере не менее 0,2% от эксплуатационных расходов. Согласно дорожному колдоговору, мы ежегодно выделяем 0,7% от этой суммы. Поверьте, об этом стоит только мечтать многим и многим предприятиям Байкальского региона. Только в первом квартале текущего года на охрану труда израсходовано 75,1 млн руб., в том числе на мероприятия по улучшению условий и охраны труда 53,01 млн руб. В частности, на меры по снижению травматизма затрачено 26,9 млн руб., а на спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты – 19,6 млн руб.

За три месяца 2009 года на предприятиях дороги допущено четыре случая легкого производственного травматизма. За аналогичный период прошлого года произошло пять случаев трамвирования работников, в том числе один со смертельным исходом и один с получением тяжелой травмы. 

 

– Что за словосочетание такое – легкая травма?


– По большому счету это означает, что жизнь человека вне опасности. Хотя он может остаться инвалидом. Судите сами. 19 февраля 2009 года составитель поездов ст. Зима начал укладывать тормозной башмак под последний вагон, не используя специальную вилку. Он не успел убрать руку, в результате пальцы были зажаты между упорной колодкой тормозного башмака и колесной парой. Диагноз – травматическая ампутация на уровне средних фаланг третьего, четвертого и пятого пальцев левой руки.


В этом же месяце, а конкретно 3 февраля, в ремонтном локомотивном депо Зима была травмирована мойщица-уборщица. Очищая верхний картер тепловоза 2ТЭ10М, она потеряла равновесие, упала и ударилась грудью об угол площадки. Пострадавшую доставили в Зиминскую городскую больницу, где травму оформили как ... бытовую. Этот случай в депо начальство попыталось скрыть от руководства дороги.


Основными причинами травмирования по итогам трех месяцев текущего года стали: нарушение требований инструкций по охране труда (два человека), личная неосторожность пострадавших (два), нарушение технологического процесса (один), неудовлетворительная организация и контроль за производством работ (один).

 

– Какую глобальную задачу ставят перед собой сотрудники возглавляемой вами службы?


– Свести на нет количество несчастных случаев на производстве и, прежде всего, со смертельным исходом. К сожалению, в прошлом году этого избежать не удалось, как и случаев с тяжелыми травмами. Всего на предприятиях магистрали допущено 16 случаев производственного травматизма. Получили повреждения 18 работников, причем четверо из них погибли, а пять имели тяжелые увечья. Хотя именно в прошлом году произошло общее снижение производственного травматизма (минус один случай и шесть пострадавших) по сравнению с предыдущим годом. Причем коэффициент его частоты снизился на дороге на 17% и составил 0,39 против 0,47 (среднесетевой – 0,54). А вот коэффициент тяжести производственного травматизма, увы, возрос на целую четверть.

 

– И все же, Сергей Николаевич, по каким критериям оценивается труд ваших специалистов?


– Сегодня на магистрали трудятся 176 инженеров по охране труда плюс тринадцать специалистов дорожной службы. Сила большая и трудоспособная. К примеру, долгие годы отдали профессии инженеров по охране труда Галина Николаевна Титова (дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении), Наталья Петровна Суханова (дорожная служба перевозок), Людмила Николаевна Павлова (станция Зима), Наталья Михайловна Брауар (ШЧ Слюдянка) и многие другие. И заметьте, 80% нашего коллектива составляют женщины.


Что же касается критериев нашей работы, то он может быть только один – вообще не допускать на производстве случаев травматизма и профессиональных заболеваний. С конца прошлого года мы стали работать в условиях управления рисками, а их, как заставляет жизнь, надо предугадывать и инженерно вычислять. Ныне разработаны методики по каждой службе. Это очень объемное и хлопотное дело. Оно нацелено на предупреждение несчастных случаев на производстве и, по существу, стало для нас своеобразным стандартом качества. Кстати, в перечень мероприятий по управлению рисками входит и такое широкомасштабное направление, как аттестация рабочих мест. Она ведется у нас непрерывно.

 

– А какие еще новации используют работники службы в своей деятельности?


– Например, второй год мы совместно с президиумом дорпрофсожа проводим смотр-конкурс на лучшее структурное подразделение дороги по образцовому содержанию и подготовке к зиме рабочих мест и санитарно-бытовых помещений. В этом году в нем приняло участие 29 подразделений магистрали, сумма премиальных составила 429 тыс. рублей. Все они были разделены на три группы. В своих номинациях на победу претендуют дистанция пути Иркутск-Сортировочный, дорожные электромеханические мастерские, эксплуатационное вагонное депо Улан-Удэ. Победителям и призерам этого соперничества будут вручены почетные грамоты начальника дороги, а премии составят 70 тыс. руб. (первое место), 50 тыс. (второе) и 30 тыс. (третье).

 

– Наш разговор не будет полным, если вы не упомяните о таком явлении, как попытки давления на инженеров по охране труда со стороны отдельных руководителей предприятий. Порой ради выполнения производственных показателей они игнорируют соответствующие требования по охране труда и промышленной безопасности.


– Это явление не носит распространенного характера. Ежегодно начальником дороги издается приказ «О мерах совершенствования профилактической работы по охране труда». В нем отмечается «Назначение или освобождение от должности инженеров по охране труда структурных подразделений, отраслевых служб и дирекций, а также наложение взысканий проводить только по согласованию с начальником службы охраны труда и промышленной безопасности. Не допускать случаев возложения на инженера по охране труда дополнительных обязанностей, в том числе вопросов промышленной и пожарной безопасности». Хотя отдельные факты встречаются. К примеру, в дистанции пути Новая Чара руководство незаслуженно наказало материально инженера по охране труда. Пришлось руководителя поправлять и отменять незаконный приказ.

 

– В какой службе производственный травматизм вызывает у вас особую тревогу?


– Судя по прошлому году, в хозяйстве пути. Здесь допущено четыре случая, при которых травмировано пять работников, в том числе один со смертельным исходом, а другой – с получением тяжелой травмы.


Рост травматических случаев допущен на Северобайкальском (с одного до двух), Иркутском (с ноля до одного) отделениях. В частности, в НОД-4 получили легкие травмы ремонтник Алексей Светлаков (ПЧ-28 Северомуйск) и монтер пути Владимир Зверьков (ПЧ-26 Куанда), а в НОД-2 тяжелую травму получил и.о. бригадира пути Вячеслав Саласин (ПЧ-5 Черемхово). На Тайшетском отделении хоть и не было роста травматизма, но произошел групповой случай, при котором пострадали два работника. Здесь был смертельно травмирован бригадир пути Алексей Цыганков, легкой травмой отделался монтер пути Андрей Пахотников (оба из ПЧ-19 Коршуниха-Ангарская).

Александр Филиппов (фото Владимира Кузьмищева)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31