25 октября 2020 14:11

25 октября 2020 14:11

Город, зовущий в дорогу

Усть-Кут по праву называют «воротами» на Север и Дальний Восток.
Мы едем по городу, который надвое разделила железная дорога, и с грустью думаем, что так же надвое разделилась жизнь горожан – на ту, которая была во время БАМа, и на ту, что стала после.
Впрочем, история этого города насчитывает почти 380 лет. Усть-Кут старше Иркутска на целых три десятилетия. Начало ему положил Казачий острог, который основали у слияния рек Лены и Куты русские землепроходцы во главе с атаманом Иваном Галкиным еще в 30-е годы ХVII века.

Станция Лена повидала за полвека многое Усть-Кут по праву называют «воротами» на Север и Дальний Восток.

Мы едем по городу, который надвое разделила железная дорога, и с грустью думаем, что так же надвое разделилась жизнь горожан – на ту, которая была во время БАМа, и на ту, что стала после.

Впрочем, история этого города насчитывает почти 380 лет. Усть-Кут старше Иркутска на целых три десятилетия. Начало ему положил Казачий острог, который основали у слияния рек Лены и Куты русские землепроходцы во главе с атаманом Иваном Галкиным еще в 30-е годы ХVII века. Знаменитый Ерофей Павлович Хабаров первым распахал тут пашню и построил солеваренный завод, чтобы снабжать солью все окрестное население вплоть до Якутска.

 

Именно здесь строились суда-дощаники для Северной экспедиции Витуса Беринга, отсюда пускались в дальние и опасные путешествия братья Дмитрий и Харитон Лаптевы, первооткрыватели Камчатки Атласов и Крашенинников, «российский Колумб» Григорий Шелихов и многие другие.

А много позже через холодный и далекий Усть-Кут шли ссыльные и каторжане, среди которых тоже немало известных имен – Александр Радищев, Николай Чернышевский, Лев Троцкий, декабристы и польские повстанцы. А потом также по этапу шли узники ГУЛАГа… Словом, соскреби здесь верхний слой земли, а под ним – пыль веков, следы истории…

 

altС 1896 года Усть-Кут стал начальным пунктом почтового пароходства на Лене. В 1929 году началось строительство пристани «Осетрово», которая позже стала крупнейшим в России речным портом. В 1932 году на местной судоверфи были заложены первые баржи. С тех пор судоверфь дала жизнь сотням речных судов.

В 50-е годы Усть-Кут по праву стал считаться и железнодорожными воротами на Север. В 1954 году ему присвоен статус города. С приходом на станцию Лена первого поезда здесь сформировался крупный транспортный узел, получивший наибольшее развитие в годы строительства БАМа. Ведь именно от станции Лена-Восточная в 1974 году начался отсчет первых километров новой магистрали.

 

Это время хорошо помнит Герой Соцтруда бывший первый секретарь Усть-Кутского райкома КПСС Иван Панчуков. 

– Я считаю, что БАМ прошел там, где надо, и пришел туда, куда надо, – к кладовым природных богатств, – говорит он. – России подарили «удочку» – и надо ловить на нее рыбку золотую. А жалею я об одном – во всех этих перестройках мы потеряли романтику труда. Помню, как мы летали над трассой будущей магистрали с проектировщиками – сплошная тайга была под крылом самолета. И во сне не могло присниться, какая огромная стройка здесь развернется. Первый отряд молодых строителей ехал на БАМ через страну и всю ее всколыхнул. Народ повалил валом. Помню, прибыли ребята из Красноярска, а их на стройку не взяли – так они палатку поставили и ждали, пока на работу примут. Внимание всей страны было приковано к этой стройке. Ехали сюда артисты, помню, для Валентины Толкуновой пианино вертолетом в Звездный забрасывали, а потом еще трактором до клуба везли. Она там выступила, а потом еще ночью с ребятами у костра пела…

 

В буйном мае 1974 года в Усть-Кут прямо с 17 съезда комсомола заместитель управляющего УС «Ангарстрой» Феликс Ходаковский привез 303 бойца первого Всесоюзного ударного отряда. Отсюда уже по небу, вертолетами, их забросили на Таюру, в будущий поселок Звездный. Командиром отряда был Виктор Лакомов (на снимке он запечатлен вместе с Иваном Панчуковым на праздновании 30-летия БАМа на ст. Лена). За дорогу Хребтовая – Усть-Илимск большая группа работников Ангарстроя была награждена орденами и медалями. А единственную золотую звезду Героя тогда получил Лакомов.

 

Указ о награждении пришел 7 февраля 1974 года. А в апреле Виктор уже участвовал в работе съезда комсомола и собирал в дальнюю дорогу на БАМ первый комсомольский отряд. Скромный, всегда подтянутый, «на стройке века» Виктор Иванович для многих ребят и девчат был высшим моральным авторитетом. На третьей для себя железнодорожной стройке он был награжден орденом Ленина. Сулили ему и вторую золотую звезду, если пойдет с укладкой рельсов на бурятскую землю и дальше – до Тынды, столицы магистрали. Но Лакомов ответил, что ему и с одной тяжело… Дойдя с путеукладчиком до Давана, он вернулся в Братск укладывать вторые пути. Потом он переведется в Тайшет, в места, где начинал сибирскую строительную эпопею. В ноябре 2009 года Виктор Иванович отпразднует свое семидесятилетие. Он получает скромную пенсию. Занимается подсобным хозяйством, огородом. Своими заслугами не кичится. В Тайшетском районе, наверное, до сих пор мало кто знает, что рядом с ними живет настоящий Герой.

 

Иван Панчуков любит вспоминать, как провожали в Звездный первый поезд с почетными пассажирами (кстати, имя этому поселку придумали здесь, в Усть-Куте, прямо на митинге). Несмотря на 40-градусный мороз, был такой азарт в глазах  ребят и такой эмоциональный подъем, что казалось, все им нипочем, все одолеют. 

В сегодняшнем Усть-Куте другие настроения и видны другие следы бамовского «бума».

– До БАМа в городе жили 40 тысяч человек, – рассказывал нам при встрече мэр Усть-Кутского района Владимир Сенин. – С началом стройки население удвоилось. Здесь размещались три крупных треста союзного значения – «ЛенаБАМстрой», «ЗапБАМстроймеханизация» и «Мостострой-9». Строилось жилье, социальные объекты. Я помню, сын у меня пошел в первый класс, так в школе этих первых классов было одиннадцать!

 

А потом – и это говорится уже с легкой грустью – «волна» схлынула. Производственные мощности – заводы и цеха – стали не нужны и были брошены и разграблены. В детских садах, даже в самом лучшем, с зимним садом и бассейном-«лягушатником», появились свободные места. Народ уезжал – город терял до трех тысяч человек в год. Кстати, и теперь в очереди на выезд в другие регионы в Усть-Кутском районе стоит не одна тысяча человек. 

После того как стройка БАМ закончилась, вся «коммуналка» легла на плечи местных властей.

 

– В Усть-Куте сегодня всего 50 тысяч населения. Есть на севере города и побольше, – пояснял Сенин, – но у нас своя специфика: город растянулся вдоль рек и железной дороги на 42 километра. Его «опоясали» 167 километров тепловых и 138 километров водопроводных сетей, причем схема их расположения настолько запутана, что нужную задвижку не сразу и найдешь. И все это теперь муниципальное. Еще недавно в городе дымили 87 котельных, сегодня почти вдвое меньше, но и они «съедают» в отопительный сезон угля и мазута более чем на две сотни миллионов рублей. Вдобавок ко всему в городе 42 тысячи квадратных метров ветхого, еще бамовского жилья. Некоторые организации передавали свое «хозяйство» цивилизованно, другие просто бросали на произвол судьбы, и городской власти приходилось все это подбирать.  

 

Но все равно жизнь стала меняться к лучшему. Промышленный рост обеспечен за счет добычи углеводородов и лесного сырья. По последнему обследованию, на территории муниципального образования находится более полумиллиарда кубометров древесины. Годовая расчетная лесосека составляет 3,8 миллиона кубометров, а выбирается едва одна треть. Еще на территории района два открытых месторождения природного газа, в которых его – 52 миллиарда (!) кубометров. Через район прошел нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан. И как сказал глава района Владимир Сенин, «на новый БАМ и новый бум мы не рассчитываем – ставку делаем на стабильный уровень жизни и доходов».
Евгений Богачев (фото Владимира Кузьмищева)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31