27 октября 2020 20:53

27 октября 2020 20:53

Затраты на вырост

Отсутствие досмотрового комплекса на пограничной станции Наушки оборачивается потерями времени.
Бурятская таможня предложила железнодорожникам Восточно-Сибирской магистрали модернизировать инфраструктуру погранперехода Наушки. По ее мнению, в ближайшей перспективе грузооборот между Россией и Монголией существенно увеличится, поскольку на этот счет существуют определенные договоренности между двумя странами. Однако увеличению перевозок помешает неразвитость околотаможенной инфраструктуры.

Отсутствие досмотрового комплекса на пограничной станции Наушки оборачивается потерями времени.


Путевое развитие станции существенно повысило ее пропускную способностьБурятская таможня предложила железнодорожникам Восточно-Сибирской магистрали модернизировать инфраструктуру погранперехода Наушки. По ее мнению, в ближайшей перспективе грузооборот между Россией и Монголией существенно увеличится, поскольку на этот счет существуют определенные договоренности между двумя странами. Однако увеличению перевозок помешает неразвитость околотаможенной инфраструктуры.

 

Уже сегодня отсутствие инспекционного досмотрового комплекса на станции Наушки оборачивается задержкой поездов. Только за последние два месяца на железнодорожном пограничном пункте пропуска Наушки среднее время обработки поездов, следующих с коммерческим грузом с российской стороны, при норме 285 минут составило 319. Потери времени в основном складываются из-за параллельной обработки поездов, но существенное место занимает и недостаточная техническая оснащенность железнодорожного пропускного пункта (ЖДПП) Наушки.

 

Основные проблемы возникают во время одновременного прибытия двух поездов – российского и монгольского. Поскольку у заграничного поезда, особенно если это пассажирский международный, существует более жесткий график обработки, то таможенники оставляют четный и переключаются на нечетный, чтобы избежать возможных штрафных санкций. Четный же в это время простаивает в ожидании таможенного досмотра, так как считается, что у него есть запас времени.


– В идеале должно быть так, чтобы после обработки четного поезда следом заходил нечетный из-за границы. Кроме того, таможенники много времени тратят на досмотр порожних вагонов и контейнеров, в основном прибывающих с монгольской территории, – говорит начальник станции Наушки Роман Яковлев.

 

Служащие таможни надеются на развитие околотаможенной инфраструктурыПо его словам, потерь времени, а значит, и денег, было бы намного меньше, если бы на ЖДПП имелся стационарный инспекционно-досмотровый комплекс (СИДК). Он не только оптимизирует досмотр, но и, например, сократит время работы локомотива на маневровых работах, которые обходятся дорого.


– Мы уже давно говорим железнодорожникам о необходимости приобретения и установки этого комплекса. Самая большая ценность этой системы в том, что она позволяет на ходу, без отцепок досматривать вагоны, поскольку СИДК просвечивает вагон и нам на экране видно все его содержимое. Но наше предложение все изучается железнодорожниками, – говорит первый заместитель начальника Бурятской таможни Наталья Белова.

 

Начальник отдела таможенно-брокерской деятельности ВСЖД Олег Черепахин двумя руками за появление на ЖДПП Наушки этого комплекса.


– Купить такое оборудование, а СИДК стоит порядка 20 млн рублей, на свои деньги дорога не может, поскольку обустройством таможенных объектов занимаются соответствующие государственные органы. Но хотя Наушки и входят в число тех ЖДПП, на развитие которых по федеральной программе развития погранпереходов должны выделить деньги, средств до сих пор нет, – поясняет Олег Черепахин.

 

Досмотровый комплекс не единственное, что требуется для того, чтобы станция Наушки стала настоящими воротами страны в Центральную Азию. Те же таможенники, например, уже несколько лет просят железнодорожников расширить площадку для досмотра грузов.


– Уже сегодня она мала и не оснащена, например, краном для разгрузки-погрузки крупнотоннажных контейнеров. Нет и крытого помещения для досмотра, его проводят под открытым небом. И вообще здесь назрел вопрос об открытии полноценного контейнерного терминала с нормальным складом временного хранения, поскольку перевозки внешнеторговых грузов объективно увеличатся, – говорит Наталья Белова.

 

Преобразился внешний облик привокзального комплекса НаушекВпрочем, за последние годы пограничная станция существенно преобразилась – ее пропускная способность увеличилась до 12 пар грузовых поездов в сутки, то есть в два раза. Во время недавней реконструкции стоимостью в 400 млн руб., которая закончилась в декабре 2006 года, здесь удлинили девять приемоотправочных путей, которые могут принимать длинносоставные поезда. Построили железнодорожники и трехэтажный административно-бытовой корпус. Теперь все службы, начиная от пограничной и таможенной и заканчивая сельскохозяйственной, находятся в одном месте. Это значительно сократило время досмотра, что особенно важно, если учитывать имеющиеся планы довести объемы перевозок через ЖДПП до 20 млн тонн в год. Правда, сейчас через Наушки не провозится и половины от заявленного объема. В прошлом году, например, через ЖДПП было перевезено 3,14 млн тонн грузов. Через Наушки проследовали и три контейнерных транзитных поезда, один из них - маршрутом Пекин-Гамбург.

 

Но вполне очевидно, что без выделения дополнительных средств на развитие околотаможенной инфраструктуры Наушки захлебнутся в грядущем грузопотоке. Тем более, если через эту станцию пойдет на Дальний Восток монгольский уголь, а такие планы у сопредельной стороны существуют. Во время недавнего визита в Иркутск премьер-министр Монголии Санжийн Баяр заявлял о намерениях приступить к разработке угольного месторождения Таван-Толгой, одного из крупнейших в мире. По его словам, значительную часть этого топлива правительство рассчитывает направить на экспорт через Транссиб.

 

– Если хотим, чтобы нам доверяли партнеры, то мы должны все операции выполнять в кратчайшие сроки. Значит, нужно повышать уровень технической оснащенности погранперехода Наушки. Одна дорога такую задачу не потянет. Здесь без помощи государства не обойтись, – говорит Олег Черепахин.

Сергей Кез (фото Владимира Кузьмищева)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31