27 октября 2020 23:06

27 октября 2020 23:06

Ваши пассажиры – наши электропоезда

В 2010 году планируется создание ОАО «Байкальская пригородная компания».
Это многотрудное решение, к которому долго шли руководители Иркутской области, Восточно-Сибирской железной дороги и сопричастных департаментов, пока имеет только документальное подтверждение. Но сам факт, что между сторонами достигнут компромисс, дорогого стоит. Наконец-то без оговорок и «тумана» партнерами проекта взят курс на самоокупаемость пригородного регионального транспорта.

Алексей БашуровВ 2010 году планируется создание ОАО «Байкальская пригородная компания».

Это многотрудное решение, к которому долго шли руководители Иркутской области, Восточно-Сибирской железной дороги и сопричастных департаментов, пока имеет только документальное подтверждение. Но сам факт, что между сторонами достигнут компромисс, дорогого стоит. Наконец-то без оговорок и «тумана» партнерами проекта взят курс на самоокупаемость пригородного регионального транспорта.

 

Иркутская электричка давно и прочно приобрела славу народной. И действительно, на региональном рынке услуг этот демократичный вид транспорта пока главенствует. Но есть и другая сторона медали. Дешевизна проезда привлекает в пригородные вагоны не только пенсионеров и студентов, но и людей дна, типичных горьковских персонажей. Оборванцы, алкоголики, цыганята со звонкими жалостливыми голосами, выдавливающие монеты из скудных кошельков пенсионеров, тоже, увы, стали неотъемлемой частью иркутской электрички. Кататься под стук колес за бесплатно не только им, но и многим студентам, и даже добропорядочным гражданам стало привычно и комфортно. Высадит контроль? Так подождут другую электричку и все равно бесплатно доберутся до желанной цели.

 

– В 2008 году мы получили на поддержку регионального пригородного транспорта от правительства Иркутской области 114 млн руб., – говорит заместитель начальника дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Алексей Башуров. – На этот год сумма компенсации запланирована на уровне 227 млн руб. Но это пока планы. В первом квартале региональные власти перечислили только 12,2 млн руб. Конечно, в отличие от соседей из Бурятии, которые не определили объем поддержки пригородного транспорта на этот год, это значимо, но недостаточно. Даже с учетом того, что получено решение службы по тарифам Иркутской области о повышении стоимости проезда в электричках на 15%.  Пока наша компания продолжает нести многомиллионные убытки. Например, за первый квартал прошлого года потери составили 140 млн руб., а за три месяца текущего – уже 145 млн.

 

Электрички должны работать без убытковКстати, в пригородной дирекции проводятся энергичные мероприятия по увеличению числа пассажиров. В первом квартале этого года средняя населенность вагона иркутской электрички составила 33 человека, что позволило перевыполнить плановую цифру на три процента. А всего за этот период было отправлено 5,6 млн пассажиров (100,4% к плановому заданию).

 

Активная работа по созданию первой в регионе «Байкальской пригородной компании» началась в прошлом году. Бизнес-планом предусмотрено, что ее учредителями выступят ОАО «РЖД» (51% акций) и правительство Иркутской области (49%). Железнодорожники от создания новой коммерческой структуры ничего не теряют – подвижной состав и вся инфрастуктура, а это электрички, вокзалы, посадочные платформы, остаются в собственности ОАО «РЖД». Они по-прежнему будут обслуживать и ремонтировать моторвагонный подвижной состав, содержать вокзалы и посадочные платформы и, конечно, нести ответственность за безопасность движения поездов. А вот разработка графика движения поездов, стоимость проезда и вся экономическая проблематика будут согласовываться акционерами новой пригородной компании. Эта модель уже обкатана в России. Усилиями ОАО «РЖД» созданы и адаптированы к условиям рынка свыше десяти подобных образований на паях с органами местных властей. 

 

Правительство Прибайкалья жизненно заинтересовано в целевом использовании бюджетных средств и повышении уровня транспортного обслуживания в регионе. Кроме того, став акционером компании, оно получит возможность непосредственно влиять на качество обеспечения населения транспортными услугами.

Одна из главных задач пригородной компании – доходность перевозок, а бизнес-планом предусмотрено достичь безубыточности уже в будущем году. Потенциальным акционерам предстоит решить эту непростую задачу за счет оптимизации тарифной политики, дальнейшего улучшения эффективности использования подвижного состава при сохранении льгот отдельным категориям пассажиров. Предполагается стопроцентный охват пассажиров, в том числе железнодорожников, разъездными кассирами и группами технологического контроля и, как следствие, ликвидация безбилетного проезда.

 

Финансированием убытков при регулировании тарифов займется правительство Иркутской области. При этом, по мнению разработчиков бизнес-плана специалистов ВСЖД и центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД», будет обеспечена прозрачность движения финансов.

Александр Филиппов (фото автора)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31