20 октября 2020 03:07

20 октября 2020 03:07

Причина схода – «невидимка»

Усталостная трещина в боковой раме оказалась недоступной для осмотра.
18 марта на 4933-м км, на входных стрелках станции Зима, произошел сход четырех вагонов грузового поезда с нарушением габарита соседнего пути. Перерыв в движении по первому пути составил 2 часа 30 минут. По второму – 8 часов.
Наш пассажирский поезд Чита-Челябинск только что отошел от перрона вокзала. Мне предстояла встреча в дистанции пути. Но разговора не получилось.

Усталостная трещина в боковой раме оказалась недоступной для осмотра.

18 марта на 4933-м км, на входных стрелках станции Зима, произошел сход четырех вагонов грузового поезда с нарушением габарита соседнего пути. Перерыв в движении по первому пути составил 2 часа 30 минут. По второму – 8 часов.

Наш пассажирский поезд Чита-Челябинск только что отошел от перрона вокзала. Мне предстояла встреча в дистанции пути. Но разговора не получилось. Уже через несколько минут поступило сообщение, что сразу после расхождения поездов за крестовиной стрелочного перевода №12 произошел сход 34-го от головы состава вагона с последующим сходом еще трех, груженных углем.

 

Первая картина давит на психику – скрученные рельсы, вывернутые шпалы, сбитый карликовый маневровый светофор, россыпи угля. Позже комиссия установила, что в общей сложности пострадали 70 метров четного пути, 50 метров пути между стрелочными переводами, сломано шесть башмаков, правый контррельс, корневые и ординаторные вкладыши и переводные тяги.

– Страшно смотреть, как на твоих глазах начинают валиться вагоны, корежится путевое хозяйство, – говорит сигналист ПЧ-4 Антонина Королева. – Хорошо, что на участке не было ни одного человека.

На станции среагировали оперативно. Состав был остановлен по команде ДСП, оповещены все руководители, поднят по тревоге восстановительный поезд №3, вызваны путейцы и эсцэбисты. Оперативно начались восстановительные работы. В скором времени операцию возглавил первый заместитель начальника дороги Николай Маклыгин.

 

Любое ЧП на дороге сразу перестает быть частным случаем. Это сигнал, по которому начинается проверка всей цепи, анализ и исключение подобного в будущем. Комиссия работает беспристрастно, без скидок на «своих» и «чужих» – речь идет о человеческих жизнях.

Анализ режима ведения поезда и управления автотормозами, технического состояния локомотива и подвижного состава, инструментальный обмер пути показали, что вины локомотивной бригады и путейцев не было. Неисправностей, требующих ограничения скорости движения поездов, комиссией также не обнаружено. Значит, причину надо искать в техническом состоянии ходовой части вагона и в действиях осмотрщиков, пропускавших состав от Тайшета до 4933-го километра.

 

На протяжении 419 километров до места схода вагоны прошли через техническое обслуживание на ПТО Тайшет, осмотр на станции Кимильтей и проверку прибором УКСПС за 2 километра 200 метров до злополучной закрестовины. Никаких замечаний.

А дефект был. Скрытый и самый «подлый», спрятанный там, куда при всем желании не могли проникнуть ни глаз, ни рука осмотрщика. Причиной схода явился излом боковой рамы по внутреннему радиусу буксового проема на старой усталостной трещине вагона № 62768825. Очагом ее послужил литейный дефект, допущенный при строительстве вагона в 2007 году на НПК «Уралвагонзавод».

Натурным осмотром установлено, как развивались события. Сначала замедленное развитие трещины, затем ускоренное, потом долом. Потом 59 метров вагон и идущая за ним сцепка корежили полотно.

 

Детальное время развития трещины установит по фрагментам изломавшейся боковой рамы металлографическая экспертиза, назначенная в ОАО «ВНИИЖТ». Но то, что причина именно в этом, сомневаться не приходится – вагоностроители уже согласились с выводами комиссии.

Точка, вроде, поставлена. Но дорога предпочитает многоточия. Крылатое выражение «следствие закончено – забудьте» здесь не в чести. Многое еще предстоит проанализировать, просчитать, пересмотреть в плане организации и режима осмотра вагонов, оптимизации технологий. Опыт должен учить.

Владимир Палагутин (фото автора)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31