31 октября 2020 13:06

31 октября 2020 13:06

Мастером качества быть обязан

Обучение специалистов дороги менеджменту качества выходит на первый план.
Разработка и внедрение систем менеджмента качества (СМК) в ОАО «РЖД» является одним из стратегических направлений развития компании. И потому разговор с главным инженером ВСЖД Александром Скачковым начался с естественного вопроса: чем все же продиктована необходимость внедрения СМК?

Обучение специалистов дороги менеджменту качества выходит на первый план.

 

Разработка и внедрение систем менеджмента качества (СМК) в ОАО «РЖД» является одним из стратегических направлений развития компании. И потому разговор с главным инженером ВСЖД Александром Скачковым начался с естественного вопроса: чем все же продиктована необходимость внедрения СМК?

 

– В сложившихся экономических условиях для нас важным элементом для поддержания и усиления конкурентоспособности железной дороги в долгосрочном периоде является оптимизация всех аспектов и видов деятельности именно на основе методологии управления качеством. При этом особое внимание необходимо уделять безопасности движения поездов, исключению всех видов потерь, в том числе из-за повторных отказов и нарушений технологии.

 

– Александр Анатольевич, после того как обозначены приоритеты, расскажите о том, как на нашей магистрали проходил начальный этап внедрения СМК.

– Первым шагом стало обучение руководящего состава дороги, руководителей служб, дирекций, отделений и отдельных подразделений вопросам менеджмента качества на основе принципов L-менеджмента («лидерство первых руководителей»).

 

Необходимую подготовку по специальной программе «директоров качества» прошли 15 руководителей в ранге заместителей начальника дороги. По программе обучения третьего каскадного уровня («учителя качества»), помимо четырех преподавателей ИрГУПСа, подготовлено два руководящих работника управления дороги.

 

На следующем этапе (октябрь 2008 года) на базе нашего университета путей сообщения обучались 156 руководителей подразделений и отделений магистрали по программе пятого каскадного уровня («менеджеры и мастера качества»).

 

Таким образом, в течение 2007-2008 годов более 200 руководителей окончили курсы по программам каскадного обучения. При этом выполнены и защищены функциональные проекты по практическим вопросам применения методов и подходов СМК в деятельности подразделений дороги. Если объективно оценивать пройденный этап, то надо признать: полученные в ходе обучения знания пока реализуются на практике не в полном объеме.

 

– Какие задачи ставятся в этом году?

– На базе ИрГУПСа и непосредственно в подразделениях дороги необходимо подготовить более 500 работников предприятий ВСЖД по программе шестого каскада обучения («инструкторы качества»). Для этого понадобится не менее десяти упомянутых выше «учителей качества». Важно как можно полнее использовать в подразделениях дороги апробированные методики дистанционного обучения. При этом каждый инженер просто обязан заниматься самообразованием по вопросам менеджмента качества. Особое внимание должно уделяться разработке функциональных проектов в области качества.

 

Дорожной службой управления персоналом совместно со службой технической политики определена примерная тематика фунциональных проектов в области качества, ориентированная в основном на массовые (пятый и шестой) каскады обучения по СМК. Тематика вопросов выбиралась с учетом направлений функциональных проектов, выполненных участниками обучения более высших каскадов, а также специфики хозяйств и уровня подразделения, в котором работает тот или иной специалист.

 

– Сейчас в ОАО «РЖД» принято и введено в действие свыше десяти стандартов по управлению качеством. Какие из них будут внедряться на нашей дороге?

– Согласно приказу начальника ВСЖД, вводятся следующие стандарты, принятые в компании: «Управление качеством работы железнодорожного узла. Взаимодействие структурных подразделений железнодорожного узла при управлении качеством», «Планирование качества работы железнодорожного узла. Основные положения», «Анализ качества работы железнодорожного узла. Основные положения».  Утвержден состав рабочей группы ВСЖД по вопросу внедрения стандартов управления качеством работы железнодорожных узлов во главе с заместителем начальника дороги по перевозкам.

 

Пилотными объектами для внедрения этих стандартов определены внеклассные сортировочные станции Тайшет и Иркутск-Сортировочный. К изучению названных стандартов должны быть привлечены руководители эксплуатационных локомотивных депо Тайшет и Иркутск-Сортировочный, Тайшетской и Иркутск-Сортировочной дистанций сигнализации, централизации и блокировки, Тайшетской и Иркутск-Сортировочной дистанций пути, Тайшетской и Иркутской дистанций электроснабжения, Иркутск-Сортировочной и Вихоревской механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ.

 

Для проверки степени усвоения требований стандартов по качеству организованы три экзаменационные комиссии под председательством заместителя начальника дороги по перевозкам, начальников Тайшетского и Иркутского отделений. Комиссии провели необходимые экзаменационные испытания. Кроме того, с 1 января 2009 года на нашей магистрали вводятся стандарты «Корректирующие и предупреждающие действия», «Решение проблем качества при техническом обслуживании и ремонте подвижного состава и объектов инфраструктуры» и «Система «Барьер» блокирования и предупреждения дефектов». Развернутое содержание всех упомянутых мною стандартов можно найти на сайте службы технической политики Восточно-Сибирской дороги.

 

– Насколько мне известно, первыми на ВСЖД стали внедрять стандарты СМК в локомотивном и вагонном депо Иркутск-Сортировочный. Видимо, опыт этих предприятий будет тоже как-то задействован?

– Разумеется. Были даны поручения руководителям отдела реформирования ВСЖД и ЗАО «Дорожный центр внедрения ВСЖД» обобщить материалы и опыт внедрения инструментов управления качеством «8 шагов» и «Барьер». Они подготовили свои предложения и рекомендации по внедрению стандартов в других производственных подразделениях дороги. Опыт иркутских локомотивщиков и вагонников в той или иной степени, конечно же, использовался при формировании планов внедрения стандартов качества на уровне подразделений нашей магистрали.

 

– Александр Анатольевич, каким образом в дальнейшем будет осуществляться практическое внедрение СМК?

– В службах, дирекциях и на отделениях дороги созданы «группы по качеству» под председательством главных инженеров. На предприятиях - «кружки качества». В планы работы этих образований должны быть включены вопросы практического применения методов и инструментов СМК к решению реальных проблем качества, возникающих в деятельности подразделений магистрали.

 

17 февраля 2009 года начальник дороги Анатолий Краснощек утвердил положение о Дорожном центре менеджмента качества. Сокращенное телеграфное наименование центра – ЦМК.

 

Если коротко, то основной задачей ЦМК является улучшение деятельности всех структурных подразделений магистрали за счет внедрения и распространения системы менеджмента качества. Среди прочих – организация и проведение внутреннего аудита на предприятиях, обучение работников ВСЖД вопросам менеджмента качества, взаимодействие с Иркутской дирекцией материально-технического снабжения по вопросам поставки качественной продукции. Для оперативного обмена информацией по СМК специалисты Иркутского информационно-вычислительного центра в скором времени разработают самостоятельный сайт. Важно помнить, что СМК не самоцель, а мощный рычаг развития дороги .

Борис Ступин. Фото Николая Баранского
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31