20 октября 2020 06:35

20 октября 2020 06:35

Валерий Яхимович: «Мы сами определяем тарифную политику»

Кризис не мог не задеть компанию, но он же послужил и толчком к развитию.
Разговор с директором Иркутского филиала ОАО «Первая грузовая компания» Валерием Яхимовичем начался с нетривиального вопроса: как можно в условиях кризиса не только благополучно закончить год, но и начать новый со значительного увеличения объемов перевозок?
– Да, действительно, в январе 2009 года нашим филиалом было погружено более 11 тыс. вагонов.

Кризис не мог не задеть компанию, но он же послужил и толчком к развитию.

 

Разговор с директором Иркутского филиала ОАО «Первая грузовая компания» Валерием Яхимовичем начался с нетривиального вопроса.

 

- Как можно в условиях кризиса не только благополучно закончить год, но и начать новый со значительного увеличения объемов перевозок?

 

– Да, действительно, в январе 2009 года нашим филиалом было погружено более 11 тыс. вагонов. Это самый высокий показатель с мая 2008 года, когда наша компания приступила к операционной деятельности. Несмотря на общий спад на рынке перевозок, мы увеличили их объемы по сравнению с декабрем прошлого года на 10% и превысили рубеж в 666 тыс. тонн. В январе наш филиал перечислил в копилку компании 55 млн рублей, а за половину февраля уже около 40 млн.

 

Вроде бы парадокс: как можно выглядеть «островком благополучия» в море кризиса? Но залогом стабильности стал сам кризис. Оптимизация экономической деятельности, необходимость жить по средствам и искать оптимальные пути развития привели к тому, что многие перевозчики спустились, что называется, с небес на землю и стали более трезво смотреть на вопросы диверсификации в сфере услуг.

 

Если помните, еще недавно было едва ли не правилом, что каждая крупная компания-производитель обзаводилась собственным парком подвижного состава и старалась как можно меньше зависеть от услуг ОАО «РЖД». Объяснений здесь очень много, но главное из них то, что, согласно тарифной политике, которую устанавливает для железной дороги правительство, у пользователей практически не оставалось других возможностей для маневра и экономии в области перевозок. Сейчас же содержание парка подвижного состава, создание и поддержка для него необходимых условий стали просто дополнительной обузой и прямым убытком для компаний-производителей, для которых этот вид деятельности не является профильным.

 

Потому-то очень своевременным стало появление на рынке услуг такого игрока, как Первая грузовая компания, с ее филиалами на сети железных дорог. Мы сами определяем тарифную политику, снижаем бремя выплат за простои вагонов, возим, в отличие от лизингового собственника, не только те грузы, которые приносят максимальную прибыль, но и так называемые низкодоходные категории – уголь, руду, шлаки, кокс, стройматериалы и т.д. Для этого у компании есть в собственности 200 тыс. вагонов.

 

– Валерий Владимирович, это хоть и мощный, но все же одномоментный залог оптимизма. Что бы мы ни говорили, кризис все-таки сказался и на темпах перевозок, и на персонификации грузов. То, что вчера было беспроигрышным, сегодня гарантом уже не является. Как в этих условиях вы находите резервы для развития?

 

– Пожалуй, главный резерв в необычайной гибкости компании. Если раньше клиент работал с железной дорогой по единым планам и условиям, обязательным к исполнению от Калининграда до Сахалина, то сегодня у ПГК и ее филиалов на местах есть широкие возможности для маневрирования. Несмотря на то, что основные договоры с крупными перевозчиками, головные офисы которых находятся в Москве, заключаются непосредственно с ОАО «Первая грузовая компания», филиалам тоже дано право на маркетинговую и договорную работу. Причем с определенными преференциями для клиентов. Допустим, раньше просто представить себе было невозможно, чтобы железная дорога работала без предоплаты услуг. Мы себе это позволить можем. И не из альтруизма, а из знания местных условий и возможностей наших партнеров. Одним действием можно дать «утонуть» клиенту, а можно дать возможность выплыть, рассчитаться и остаться в дальнейшем надежным и стабильным заказчиком наших услуг. Такое доверие, кстати, закрепляет стабильный круг клиентуры и привлекает к нам новых заказчиков. Не случайно уже с начала 2009 года Иркутский филиал ОАО «ПГК» заключил 14 договоров о перевозке грузов.

Резервом является и возможность оперировать подвижным составом. Сегодня мы ежемесячно ремонтируем всеми видами деповского ремонта более тысячи вагонов. Стоимость ремонта одного вагона в среднем составляет 120 тыс. рублей. Но снизилась доля перевозок нефти и руды, а значит, появилась возможность отставить в резерв нефтеналивные цистерны и рудовозы и уделить больше внимания ремонту того, что больше востребовано – полувагонов и платформ.

 

Еще один резерв – развитие договорной работы. Существует единый лицевой счет, который позволяет провести все оформление за трое суток. Есть ответственность за большую часть перевозочного процесса, есть право на управление подвижным составом третьих лиц. Существует круглосуточное диспетчерское обслуживание и экспедирование грузов как в железнодорожном, так и в мультимодальном сообщении. Определено гибкое тарифообразование, маркетинговое и юридическое сопровождение. Все это очень привлекательно для клиентов и находит своего потребителя. Очень важно и то, что в компании организовано максимальное приближение к грузоотправителю. С Первой грузовой сотрудничают 10 зарубежных компаний, расположенных в странах Прибалтики, Казахстане, Азербайджане, Украине, Беларуси, Польше, Финляндии, Китае. Для нашего филиала весьма перспективным направлением является Монголия.

 

Кстати, что касается Иркутского филиала, мы являемся уникальным среди представительств ПГК на сети дорог – обслуживаем не только Восточно-Сибирскую, но и Забайкальскую дороги. И это для нас не обуза, а весьма прибыльное направление. Так, в январе 2009 года началась отгрузка угля для предприятий жилищно-коммунального хозяйства Дальневосточного федерального округа со станции Шахтерская Забайкальской железной дороги. Потребителям было доставлено 60 тыс. тонн твердого топлива. Ожидается, что в феврале этот показатель возрастет, поскольку отправитель – ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» – увеличила заявку на перевозку угля.

 

– Вы сказали, что особая привлекательность компании – её близость к клиенту. Я так понимаю, что это относится и к региональным представительствам...

 

– Да. Наш филиал – это не только Иркутск. С августа прошлого года в филиале началась работа по организации обособленных подразделений на крупных станциях нашей сферы обслуживания. Были организованы рабочие места в Ангарске (ст.Суховская), Вихоревке, Нижнеудинске, Улан-Удэ, Чите, Коршунихе-Ангарской, Иркутске-Сортировочном. В декабре 2008 года завершили формирование подразделений на станциях Азей, Черемхово, Зима, Лена и Тайшет. Сегодня штат обособленных подразделений составляет 21 человек. В перспективе создание своего представительства на Улан-Баторской железной дороге.

 

– В связи с этим вопрос о том, как повлиял кризис на сохранении рабочих мест? Не скажется ли он на кадровой политике ПГК и вашего филиала?

 

– Знаете, если в перспективе у нас увеличение объема перевозок до 25 тыс. вагонов в месяц, то речи о сокращении персонала не идет. Все 120 человек из коммерческих отделов, диспетчерского центра, вагонного хозяйства и финансово-экономического блока останутся на своих рабочих местах. И работы им только прибавится. Я оптимист, поэтому смотрю даже дальше. Сегодня у нас определенный дефицит на специалистов, ориентированных на специфику работы компании. Большинство нынешних работников – и я в том числе – это бывшие железнодорожники, отягощенные рецидивом прошлого мышления. В меняющихся условиях работы нужны новые кадры, переобучение персонала.

 

Пока приходится переучиваться на ходу, но не за горами то время, когда грузоперевозками должны будут заняться профессионалы новой формации. Одними семинарами и выездными школами здесь не обойтись. Поэтому разрабатываются программы обучения при ИрГУПСе, просматриваются перспективы создания специальных факультетов при вузах и ссузах. Согласитесь, что в проработку таких амбициозных планов никак не вписываются упаднические настроения. Мы верим, что все будет хорошо. С тем и работаем.

Владимир Палагутин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31