26 октября 2020 01:49

26 октября 2020 01:49

Ноу-хау от Татаринцева

Только на прогреве одного тепловоза прогнозируется экономия в 335 тыс. рублей.
Локомотивное депо Северобайкальск славится своими умельцами и рационализаторами. Автором последнего ноу-хау, способного совершить переворот в программе ресурсосбережения, стал опытный машинист-инструктор.

Машинист-инструктор В.Татаринцев и начальник экспериментального цеха В.ПономаревТолько на прогреве одного тепловоза прогнозируется экономия в 335 тыс. рублей.

 

Локомотивное депо Северобайкальск славится своими умельцами и рационализаторами. Автором последнего ноу-хау, способного совершить переворот в программе ресурсосбережения, стал опытный машинист-инструктор.

 

Во время нашей беседы в кабине маневрового тепловоза Виталий Татаринцев признался, что с давних пор, глядя на то, как в морозы вхолостую «молотят» двигатели тепловозов на прогреве, он приходил к твердому убеждению, что надо как-то прекращать выбрасывать деньги на ветер. Ибо это не по-хозяйски: сжигать на стоянках дорогое дизельное топливо тоннами, особенно сегодня, в разгар экономического кризиса.

Со временем эта мысль легла в основу различных технических выкладок, расчетов, схем и чертежей. Немало ценных советов и различных вариантов решения задачи предложили машинисты-инструкторы маневрово-хозяйственной колонны Роберт Ким и Валерий Конев. Было и первое озарение: а почему бы не попробовать подключать локомотивы на стоянках к системе центрального отопления? Попробовали – не пошло: тяжело, хлопотно, да и ряд чисто технических неувязок препятствовал воплощению в жизнь этого проекта.

 

Неудача только раззадорила Виталия Татаринцева: он понимал, что решение где-то рядом. В конце концов осенило: нужно смастерить портативный переносной «бойлер», в его резервуаре, наполненном водой, поместить нагревательные элементы и подключить их к источнику электроэнергии.

Конечно, первая «самоделка», за три дня сработанная умельцами экспериментального цеха во главе с Владимиром Пономаревым, не блистала изяществом форм. Но этот невзрачный «бачок», наполовину сваренный из металлолома, проявил себя как настоящее чудо техники. При испытании данного водонагревателя в цехе ТР за 6 часов вода в системе тепловоза (объем 1000 литров) прогрелась до 56 градусов, а в полевых условиях, на открытом воздухе при 24 градусах мороза и ветре, после подключения водонагревателя все узлы водяной системы тепловоза находились в приемлемом горячем состоянии в течение четырех часов.

 

Руководством локомотивного депо на сей проект было выделено 10 тыс. руб. На эти средства были закуплены водяной циркуляционный насос, теплоэлектронагреватели (тэны), пускатель, кабель, гибкие шланги высокого давления, краны для врезки в систему охлаждения тепловоза и др. Но эти затраты – сущий мизер по сравнению с уже полученным и ожидаемым в будущем экономическим эффектом. Посудите сами: расход 17 кВт электроэнергии за один час тянет на 28 руб. 56 коп., а десять литров дизельного топлива, которые расходуются за тот же час, обходятся в 183 руб. Таким образом, экономия за один час прогрева «по-новому» составляет порядка 155 руб. В течение зимнего периода – с 15 октября по 15 апреля – только на прогреве одного тепловоза прогнозируется экономия в 335 тыс. рублей.

 

Сегодня руководство депо изучает перспективы широкого внедрения ноу-хау на линии. Планируется оборудовать еще несколько дополнительных постов на тракционных путях для подключения переносных водонагревателей к источникам электроэнергии. А по станциям Киренга и Новый Уоян при их подключении необходимы счетчики электроэнергии.

Сергей Ринчинов. Фото автора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31