22 октября 2020 16:04

22 октября 2020 16:04

Мечта профессора Ямагучи

«Сон ХХI века» впервые был рассказан десять лет назад в Иркутске.
Беру в руки «Гудок» за 15 января 2009 года и на первой полосе читаю: «Перед Японией открываются широкие транспортные перспективы в России». Газета рассказывает, что накануне в Токио министр транспорта Игорь Левитин принял участие в инвестиционном семинаре, на котором обсуждалось возможное участие японских компаний в российских проектах, в том числе в строительстве железнодорожной линии Селихин – Ныш.

Председатель Законодательного собрания Иркутской области Иван Зелент и Ейичи Ямагучи«Сон ХХI века» впервые был рассказан десять лет назад в Иркутске.

Беру в руки «Гудок» за 15 января 2009 года и на первой полосе читаю: «Перед Японией открываются широкие транспортные перспективы в России». Газета рассказывает, что накануне в Токио министр транспорта Игорь Левитин принял участие в инвестиционном семинаре, на котором обсуждалось возможное участие японских компаний в российских проектах, в том числе в строительстве железнодорожной линии Селихин – Ныш.

 

Проект предусматривает сооружение 582-километровой железной дороги от станции Селихин на БАМе в районе Комсомольска-на-Амуре до станции Ныш на острове Сахалин. При строительстве перехода через пролив Невельского рассматриваются три варианта: тоннель длиной 12,4 км, насыпная 16-километровая дамба с судоходным каналом или мост длиной 6,6 км с дополнительными подходами. «Гудок» приводит слова замминистра транспорта России Андрея Недосекова о том, что федеральной программой развития транспортной системы РФ в период с 2010 по 2015 год предусмотрено выделить 370 млн долларов для начала проектных работ. Однако сроки начала реализации проекта могут быть пересмотрены при заинтересованности в этом японской стороны. «Для Японии реализация проекта особенно интересна, если рассматривать его параллельно с проектом соединения островов Сахалин и Хоккайдо постоянным железнодорожным сообщением, – отметил Недосеков. – При этом при перевозке грузов в Европу путь сокращается практически в два раза».

 

А память переносит меня на десять лет назад... Тогда, в августе 1999 года, в Иркутске проходил семинар, организованный Комитетом Совета Федерации по делам Федерации, федеративному договору и региональной политике. Семинар назывался «Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион» и был посвящен развитию трансконтинентальных транспортных коридоров. Его участники заявили о полной поддержке идеи президента фирмы «Аikyo International Consultant Co., Ltd.» профессора Ейичи Ямагучи, которую тот озвучил перед ними. Тем более что гость из Японии предстал в Иркутске как руководитель уже существующего подготовительного комитета. Свой небольшой доклад профессор назвал «Сон XXI века». Почему? Однажды во сне он проехал от Токио до Лондона на международном поезде через Россию. И вот теперь ему хотелось проделать это наяву.

 

Иркутск для знакомства с Российскими железными дорогами профессор Ямагучи, один из основных консультантов японского бизнеса по продвижению международных проектов, выбрал не случайно. По его мнению, центр ВСЖД – одно из лучших мест для размещения ремонтной и обслуживающей базы трансконтинентальной магистрали. Во-первых, Иркутск находится на середине пути между восточной и западной границами России. Во-вторых, здесь уже создан центр управления перевозками мирового уровня.

Так получилось, что в том уже далеком августе я оказался единственным российским журналистом, кому было позволено взять у профессора интервью. Для этого Иван Зелент, председатель Законодательного собрания Иркутской области, включил меня, в то время политического обозревателя газеты «Восточно-Сибирская правда», в список персон принимающей стороны, и я плотно, правда, через переводчика, пообщался с Ямагучи не только на семинаре, но и на прощальном ужине, который устроила японская сторона.

 

Интервью было опубликовано на первой полосе «Восточно-Сибирской правды» 31 августа 1999 года. А в декабре того же года (к тому времени я уже работал собкором «Гудка» на ВСЖД) статья «Трансконтинентальная мечта профессора Ямагучи» появилась в главной отраслевой газете. Сегодня оба материала можно легко найти в Интернете, следует лишь в поиске набрать два слова – «профессор Ямагучи».

– Я думаю, что прогресс в отношениях между Россией и Японией способствует подробному изучению нашего проекта и составлению бизнес-плана, – сказал тогда профессор. – Более тридцати лет назад, когда американские производители автомобилей серьезно заговорили об автомобильном «шелковом пути XXI века» от Амстердама до Шанхая, я загорелся идеей железнодорожного сообщения между Европой и Японией. Тоннели под Ла-Маншем и между японскими островами Хонсю и Хоккайдо уже построены. Теперь японцы готовы поделиться своим опытом, чтобы связать подземными переходами остров Сахалин с Японией и российским материком…

 

В Иркутске японская сторона представила анализ технических проблем, которые возникнут при реализации проекта. Говорилось о показателях надежности и безопасности перевозок, их экономичности и экологичности, о требуемых скоростях движения, а также о различиях в стандартах транспортных средств и железнодорожной колеи. Российская сторона в свою очередь отметила, что проблемы эти преодолимы, и напомнила об успешном эксперименте по перевозке контейнеров из Японии в Западную Европу от порта Находка до Бреста. Профессор Ямагучи не скрывал своего мнения, что уникальные по протяженности Российские железные дороги приобретут большую значимость и перспективы в ХХI столетии.

– Я глубоко убежден, что этот проект для моей страны был бы самым грандиозным на пороге нового века. Мне уже 70 лет. Я многое могу не успеть. Но у меня есть единомышленники – очень большие и влиятельные политики. Немало в нашей стране бизнесменов, заинтересованных в ускоренной доставке грузов и пассажиров из Японии в Европу. Думаю, что наш проект поддержат также и мировой бизнес, и российские политики...

 

На мой вопрос, как он оценивает отношения между Россией и Японией, профессор ответил так:

– Я думаю, наши отношения стали лучше. А если говорить о нашем проекте, то надо подробно изучать эту проблему, составлять бизнес-план и быстрее претворять «сон XXI века» в жизнь.

– «Сон XXI века» – так вы назвали свою статью. А какие в ней основные мысли? – спросил я.

– Чтобы наши страны наконец-то подписали мирный договор. Чтобы вместе осилили хороший проект, каким является трансконтинентальная железная дорога... Я глубоко убежден, что этот проект для Японии был бы самым грандиозным.

– Вас представили как личного учителя принца Японии. Что это значит?

– Дело в том, что я являюсь профессиональным альпинистом. И когда нынешний принц Японии отправляется в горы, я его сопровождаю...

 

Когда я спросил у переводчика, какое влияние на принца Японии и его окружение имеет Ямагучи, переводчик шепотом, чтобы услышал только я, произнес: «Как у вас Борис Березовский». Не надо забывать, что шел 1999 год и Березовский был тогда еще в фаворе. В конце нашего общения я спросил у профессора:

– Осенью 2000 года в Иркутске пройдет Байкальский экономический форум. Работа одной из его секций будет посвящена проблемам и перспективам международного сотрудничества в области транспорта. Вы будете участвовать?

– Обязательно хочу участвовать в этом форуме. Для того, чтобы мой сон превратился в явь, я должен быть здесь. Просмотрев множество проектов, я решил, что именно наш может стать самым значимым в XXI веке. 

 

Прощаясь, я заметил, что по-русски его фамилия звучит как «я – могучий». Профессор долго смеялся. Шутка явно удалась.  

Еще раз я встретился с Ейичи Ямагучи на первом Байкальском экономическом форуме в сентябре 2000 года. В выступлениях он не раз ссылался на свои прежние высказывания, «напечатанные в газете «Правда». При встрече я поправил его в названии газеты. Японец улыбнулся и сказал: «Главное, чтобы я никогда не забыл вас!»

 

А на первом БЭФе комитет «Япония-Россия-Европа» во главе с профессором Ямагучи выступил с инициативой подготовить технико-экономическое обоснование евразийского транспортного проекта и найти спонсоров для строительства, в том числе во Всемирном банке. Но, как отметили участники форума, сначала нужно наладить совместную работу российских специалистов с японским комитетом, принять соответствующие решения на уровне глав государств и правительств. На форуме была одобрена инициатива проложить подводный тоннель на Сахалин. Так, один из давних и активных сторонников возобновления строительства тоннеля на Сахалин доктор технических наук Яков Мкртчан сказал, что к его возведению должны подключиться нефте- и газодобытчики. Еще в 1979 году руководимое им НПО «Комплекс-1» пыталось реанимировать «сахалинский проект», первая попытка реализации которого относится к 1938 году.

 

Я не знаю, где сейчас профессор Ямагучи, жив ли он. Известно, что в 2000 году его проект поддержал тогдашний министр путей сообщения Николай Аксененко, у них даже состоялась встреча. Но с уходом Аксененко из МПС о проекте замолчали. Сбудется ли сон профессора Ямагучи, о котором я рассказал читателям десять лет назад? Поживем – увидим.

Евгений Богачев (фото Эдгара Брюханенко)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31