22 октября 2020 23:50

22 октября 2020 23:50

Большой уголь Тугнуя

Станция Челутай обеспечивает 70% всей погрузки Улан-Удэнского отделения Восточно-Сибирской дороги.
Тот, кто давненько не бывал на основной углепогрузочной станции восточного крыла ВСЖД, не может не заметить произошедших там перемен: обновленное с помощью современных отделочных материалов здание поста ЭЦ и, конечно же, существенное путевое развитие.
– В 2007 году на станции была завершена реконструкция. В частности, удлинены пути в её западной горловине.

ДС Челутай Жанна Герасимович и дежурный по станции Евгений БарабанщиковСтанция Челутай обеспечивает 70% всей погрузки Улан-Удэнского отделения Восточно-Сибирской дороги.

Тот, кто давненько не бывал на основной углепогрузочной станции восточного крыла ВСЖД, не может не заметить произошедших там перемен: обновленное с помощью современных отделочных материалов здание поста ЭЦ и, конечно же, существенное путевое развитие.

– В 2007 году на станции была завершена реконструкция. В частности, удлинены пути в её западной горловине. Если раньше на четвертый путь мы могли принимать не более 69, а на шестой – не более 58 вагонов, то сейчас соответственно 85 и 71, – говорит начальник станции Челутай Жанна Герасимович. – Плюс ко всему появился дополнительный (13-й) путь, способный вместить 75 условных вагонов, а также вытяжной (19-й), предназначенный для производства маневровых работ. Все это позволило в значительной мере увеличить перерабатывающие возможности нашей станции.

 

Свою лепту в качественные изменения местной эксплуатационной работы внесли улан-удэнские вагонники. Благодаря их усилиям в Челутае появился мощный ППВ, способный производить подготовку вагонов под погрузку в нужных объемах. Прежде «хворые» полувагоны ремонтировали на соседней с Челутаем станции Заиграево.

– Так уж исторически сложилось, что мы были вынуждены «лечить» подвижной состав не на месте массовой отправки угля, а за полтора десятка километров. После чего возвращать их в Челутай, – вспоминает и.о. начальника ВЧДЭ Улан-Удэ Игорь Ларин. – Столь абсурдная ситуация изменилась лишь после того, как ППВ был передислоцирован в Челутай.

 

Грузовая работа - конёк зам. начальника ДС Челутай Ирины Болтыровой (в центре)Вместе с Лариным осматриваем новый пункт подготовки вагонов и его главную «изюминку» – вагоноремонтную машину «Кузбасс», позволяющую производить сразу несколько технологических операций – по правке кузовов, сварке, смене пружин и колесных пар.

– Что скрывать, порожняк, предназначенный под погрузку, поступает к нам далеко не идеальный, и потому мы, станционники, вместе с нашими основными партнерами – угольщиками крайне заинтересованы в устойчивой и качественной работе ППВ, – сказала заместитель начальника станции по грузовой работе Ирина Болтырова. – Особое внимание уделяется полувагонам, предназначенным для перевозки угля на экспорт. Если на большинство экспортных направлений они идут через морские порты с последующей перевалкой, то, допустим, в Польшу следуют прямиком. А для этого уже необходимы вагоны, отвечающие всем требованиям железных дорог Евросоюза.

 

Чем же так хорош местный уголь и почему его столь охотно покупают в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, Западной и Восточной Европы? По мнению экспертов, «черное золото», добываемое на расположенном в 72 км от Транссиба Тугнуйском угольном разрезе, входящем в СУЭК, – самое высококачественное в Восточной Сибири. И тем не менее, в 2006 году Сибирская угольная энергетическая компания приняла решение о строительстве на Тугнуйском разрезе обогатительной фабрики, призванной еще более улучшить тамошний уголь. И вот совсем недавно задуманное удалось претворить в жизнь – начались тестовые испытания работы основного оборудования фабрики, кстати, построенной при участии американской компании Sedgman LLC. В проектном режиме новый объект угольщиков начнет функционировать в 2009 году. Мощность фабрики – 4,5 млн тонн концентрата. По расчетам специалистов, зольность тугнуйского угля после обогащения будет снижена более чем на 40%, содержание влаги уменьшится на 20%, а теплота сгорания, напротив, увеличится на 7,5 %. Все это вместе взятое должно укрепить конкурентные преимущества СУЭК в стратегической борьбе на рынке сбыта.

 

Помимо угля Челутай ведет отгрузку промышленного сырья (бутового камня) для цементных заводов и предприятий химической промышленности. Некондиционный бутовый камень используется при берегоукрепительных работах на Байкале. В среднем ООО «Горная компания» ежемесячно отправляла до 780 вагонов с этой номенклатурой груза. Однако в прошедшем ноябре этот показатель снизился до 610. Та же участь постигла и местных лесоотправителей. В ноябре было погружено 45 вагонов с пиломатериалами, а в предыдущие месяцы 2008 года в среднем отправлялось на 17 вагонов больше.

– Такие показатели нас, железнодорожников, конечно же, не радуют, – комментирует первый заместитель начальника Улан-Удэнского отделения Евгений Молдавский. – Однако вполне оправданный оптимизм вызывают перспективы дальнейшего сотрудничества с Тугнуйским угольным разрезом. Если в этом году в среднем ежесуточно из Челутая потребителям отправлялось 240 вагонов с углем, то в 2009 году наши партнеры будут готовы отгружать уже 320 вагонов.

 

По словам руководителей станции, до 70% тугнуйского угля следует на экспорт, главным образом через порт Находку, в Японию. Но, судя по всему, после запуска обогатительной фабрики тугнуйцы имеют еще более высокие шансы в конкурентной борьбе и за другие рынки сбыта, а именно – за европейский. Во всяком случае высококачественный уголь из Бурятии в определенных количествах уже поступает в Великобританию и Финляндию. При этом немалые поставки идут и на внутреннем, региональном уровне. Главные потребители – Гусиноозерская ГРЭС, улан-удэнские ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. В 2007 году Тугнуйский разрез выдал на-гора 6,7 млн тонн угля. По оценочным прогнозам, нынче эта цифра может возрасти в 2008 году до восьми миллионов.

 

СУЭК вполне справедливо считает свой тугнуйский проект одним из самых перспективных. И потому угольщики не снижают усилий по развитию не только основного производства, но и собственной транспортной инфраструктуры. Так, в нынешнем году они закупили два мощных трехсекционных тепловоза для вывоза угля, а годом раньше на подъездных путях разреза были задействованы современные тензометрические весы, позволяющие быстро и с высокой степенью достоверности устанавливать перегруз или недогруз каждого вагона. Промышленные запасы тугнуйского угля составляют 237 млн тонн. Топлива хватит еще не на один десяток лет. А это значит, что партнерство железнодорожников и угольщиков будет развиваться.
Борис Ступин (фото автора)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31