22 октября 2020 12:07

22 октября 2020 12:07

Магистраль нашей молодости

Так называется книга о строительстве БАМа, выпущенная в Улан-Удэ.
Можно не сомневаться, что новинка, о которой идет речь, привлечет внимание широкого круга читателей. Особенно тех, кто, поддавшись в свое время зову романтики, свойственной молодежи 70-80-х годов прошлого века, отправился по путевке комсомола «строить путь железный, а короче БАМ».

Так называется книга о строительстве БАМа, выпущенная в Улан-Удэ.

 

Можно не сомневаться, что новинка, о которой идет речь, привлечет внимание широкого круга читателей. Особенно тех, кто, поддавшись в свое время зову романтики, свойственной молодежи 70-80-х годов прошлого века, отправился по путевке комсомола «строить путь железный, а короче БАМ».

 

Для этого есть несколько причин. Во-первых, изданная к недавно отмеченному 90-летию ВЛКСМ книга принадлежит перу человека, который сам, как говорится, от звонка до звонка работал на возведении магистрали. Во-вторых, ее отличает довольно добротный язык, пусть не претендующий на сколь-нибудь художественное осмысление действительности. И, наконец, в-третьих, 460 страниц убористого текста хорошо дополняют сотни снимков из архива Северобайкальского музея истории БАМа и личного архива автора (они сделаны М. Минеевым, Г. Бурдиным, В. Шевчуком, Р-Н. Базаровым, В. Войналовичем и другими).

Что заставило бывшего начальника штаба ЦК комсомола на бурятском участке БАМа взяться за перо? Желание реанимировать прошлое? «Нет. Его возвратить невозможно, – признается Баир Балбаров в предисловии. – Как уверял древнегреческий философ Геродот, нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Однако остаются многие сотни, тысячи сверстников, прошедших школу великой сибирской стройки. Их опыт бесценен. Эти люди – представители элиты многонационального советского общества – преподали мне бесценную науку... Пока мы живы, Байкало-Амурская магистраль останется для всех нас неприкосновенным и особо оберегаемым заповедником легендарных событий. Мы должны гордиться своими достижениями и не стыдиться ошибок, перекосов».

 

На мой взгляд, Баир Балбаров вполне успешно справился с поставленной задачей. Главное достоинство книги – документальность и основательность. Он сумел, воздав должное авторам ранее написанных о БАМе книг – Петру Лосеву, Антону Кривому, Владимиру Островскому, редактору нашей газеты Евгению Богачеву, дополнить красочную картину строительства Байкало-Амурской магистрали любопытными штрихами, интересно рассказать о людях, повстречавшихся на жизненном пути.

Замечательны воспоминания о ближайших соратниках и сподвижниках. Нельзя без чувства ностальгии читать теплые строчки об отрядах, направленных на сооружение магистрали из разных республик некогда единого Союза. Немало проникновенных слов посвящено бойцам отряда «Комсомолец Бурятии», которые приняли активное участие в строительстве Байкало-Амурской и поселка Таксимо в нынешнем Муйском районе Бурятии. Баир Балбаров – непосредственный участник создания и становления этого республиканского отряда.

Ян Ленский. Фото Светланы Антоновой
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31