24 октября 2020 15:12

24 октября 2020 15:12

В Алзамае вырастет храм

Этот городок для проезжающих – глухая провинция. Зато здесь всегда выполняется «план доброты».
Городок Алзамай из той обоймы малых городов Восточной Сибири, в которых обычно хотят увидеть место для сохранения патриархальных устоев.
И правда, городок будто отстал от настоящего времени лет на двадцать. Почти сплошь одноэтажный. Посреди – две незавершенные пятиэтажки. Недалеко еще одна, заселенная. На окраине – силуэты корпусов разорившегося завода по производству силикатных материалов. Машин немного. Да и прохожие не частые.

Р.Чехрадзе с приемосдатчиками Л.Михалевой и Е.ЗенкинойЭтот городок для проезжающих – глухая провинция. Зато здесь всегда выполняется «план доброты».

Городок Алзамай из той обоймы малых городов Восточной Сибири, в которых обычно хотят увидеть место для сохранения патриархальных устоев.

И правда, городок будто отстал от настоящего времени лет на двадцать. Почти сплошь одноэтажный. Посреди – две незавершенные пятиэтажки. Недалеко еще одна, заселенная. На окраине – силуэты корпусов разорившегося завода по производству силикатных материалов. Машин немного. Да и прохожие не частые.

 

Впереди идут мужчина и женщина – обсуждают свежую новость. Совместными усилиями администрации Алзамайского муниципального образования и предприятий города решен вопрос с установкой фонарей на улице Зеленой. Обсуждают тему живо и с большим интересом. Как рассказала мне потом консультант по культуре администрации Алзамая Лариса Воложина, город решил наконец-то избавиться от проблемы темных улиц. Первые шаги уже сделаны в сентябре, когда были развешены фонари на столбах улицы Первомайской. А до конца года будет завершено освещение еще двух. В этом проекте активное участие принимают предприятия города. Особенно те, которые занимаются заготовкой и переработкой леса. Железнодорожники тоже не собираются оставаться в стороне.

 

Председатель городского Совета ветеранов Э.Локтева у мемориала алзамайцамМестная власть рассчитывает на помощь предприятий и в строительстве новой церкви. Желающих поучаствовать в этом божеском деле тоже достаточно. Когда был объявлен субботник по расчистке от мусора территории нового храма, народ не заставил себя звать дважды. Пришли и члены общественной организации «Молодая гвардия «Единой России». Их привел начальник штаба ячейки Руслан Чехрадзе, назначенный недавно начальником станции Алзамай. Среди других дел «молодогвардейцев» – уход за больными сестринской палаты городской больницы, оказание помощи участникам Великой Отечественной войны и тем, кто работал в госпитале, на заводе, выпускавшем стрелочные переводы. Немало делает молодежь для сохранения памятников погибшим на фронтах. Один из них установлен недалеко от станции. 

О том, какой вклад внесли алзамайцы в победу над фашистской Германией, можно узнать из архива, собранного в библиотеке для взрослого населения. Но все же самые подробные сведения об этом периоде в сборнике историко-географических статей. Эту книгу создавала большая группа авторов, включая сотрудников научно-исследовательских институтов. Идеологом проекта был Геннадий Грудинин, преподаватель ИГПУ. Свой посильный вклад в книгу внесли также учащиеся средней школы №3. 

Благодаря ребятам из этой школы в Алзамае появился и свой музей. Он разместился в деревянном доме, срубленном из бревен руками самих школьников. Музей получил название «Деревенская изба». На одной из «деревенских посиделок», организуемых в музее, оказался и я. Горели свечи, мерцала керосиновая лампа. И в полнейшей тишине звучал голос учителя истории Светланы Юрьевны Мохнаткиной, рассказывающей о первых поселенцах деревни Алзамай, возникшей в 1750 году на месте стоянки бурятского Хондогоровского рода. Учитель истории рассказывала о том, что вождем этого рода был предводитель по имени Алзобе, и что возникшая в пяти километрах от этого места железнодорожная станция тоже получила название Алзамай.

 

Урок истории в музее 'Деревенская изба'У школы богатая история. Она была создана в 1932 году и являлась составной частью образовательной системы Восточно-Сибирской железной дороги. В ней учился Юрий Крепчук, долгое время работавший первым заместителем главного инженера самарского завода «Прогресс», выпускающего ракетоносители для космических аппаратов.

За всю свою долгую историю школа дала путевку в жизнь тысячам выпускников. Часть из них осталась в Алзамае и трудится на предприятиях города. Больше всего их на Алзамайском ремонтно-механическом заводе, выполняющем заказы ВСЖД. Немало бывших учеников работает на других предприятиях железной дороги: на станции, в дистанции пути, в вагонном депо.

 

У железнодорожников Алзамая много хороших новостей. Завершена реконструкция всего путевого хозяйства. Теперь станция способна принимать составы длиной до 76 вагонов. Для нее это многое значит. За одни сутки отсюда отправляется в среднем по 30 вагонов с лесом и столько же платформ с кварцевым песком, добываемым в уникальном песчаном карьере для нужд локомотивных депо Восточно-Сибирской и Красноярской магистралей.

Железная дорога всегда была опорой для небольшого города. Однако сегодня у многих горожан растет убеждение, что «за место под солнцем» для Алзамая нужно бороться всем миром.

В этом меня убеждал и новый знакомый Петр Жилинскас, который, арендуя у бывшего колхоза земли, содержит две фермы крупного рогатого скота, свиней и лошадей. Во время встречи Петр рассказал, что свое хозяйство ставил на ноги, сея пшеницу дедовским способом, разбрасывая ее руками по полю.

 

– От стыда умирал, – с волнением вспоминал он. – Потом уехал на родину предков, в Прибалтику, но не смог прижиться. Мои корни – в Алзамае.

Жилинскас все-таки сумел подняться. На выезде из Алзамая поставил кемпинг, назвав его «У Петра». По отзывам проезжающих Московским трактом, обслуживание здесь на очень высоком уровне. Есть и прибыль.

Куда идет эта прибыль, рассказали в школе №3. Оказывается, несколько лет подряд Петр Жилинскас выделяет учебному учреждению средства на бесплатное питание сорока учеников из семей, испытывающих материальные трудности. Много помогает меценат и местному социально-реабилитационному центру: покупает одежду и обувь детям, оставшимся без попечения родителей, недавно купил стиральную машину.

 

С Петром Жилинскасом сидим в его доме. Дом обычный, из бревен, абсолютно ничем не отличается от соседних домов. Петр переживает за Алзамай и мечтает о том дне, когда он будет городом–садом. И он в своих мечтах не одинок. В Алзамае немало молодых предпринимателей, думающих не только о своем благополучии, но и готовых служить городу - облагораживать улицы, помогать обездоленным детям и старикам, строить спортивные городки и стадионы. Жить по правилу «Дерево познается по плодам его, а человек – по делам его».

 

Справка: В г. Алзамае проживает 7300 человек. Рождаемость превышает смертность. Основное занятие населения – работа на железной дороге, в лесозаготовительном и торговом секторах. Зарегистрировано 93 предпринимателя.

Александр Иванов (фото автора)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31