21 октября 2020 19:55

21 октября 2020 19:55

Салют, я — итальянец!

Музею истории ВСЖД исполнилось десять лет.
За короткий срок главный музейный комплекс дороги приобрел респектабельность и размах. Он не замкнут в четырех стенах. Открыты два филиала на КБЖД (на станциях Култук и Байкал). На берегу Священного моря готовится площадка для вечной стоянки раритетного подвижного состава, который музейщики и подвижники намерены собирать по всей сети.
На острове Юность в опрятном здании детской железной дороги на втором этаже царит научный порядок и домашний уют.

Методисту Татьяне Томиловой есть что показать юным первозимникамМузею истории ВСЖД исполнилось десять лет.

За короткий срок главный музейный комплекс дороги приобрел респектабельность и размах. Он не замкнут в четырех стенах. Открыты два филиала на КБЖД (на станциях Култук и Байкал). На берегу Священного моря готовится площадка для вечной стоянки раритетного подвижного состава, который музейщики и подвижники намерены собирать по всей сети.

На острове Юность в опрятном здании детской железной дороги на втором этаже царит научный порядок и домашний уют. Стайка ребят, так сказать, первозимников ходят на техзанятия, чтобы познакомиться с основами железнодорожных профессий, всего несколько недель. Для них одно из любимых мест — хранилище старины.

Здесь я и застал ребят во главе с методистом музея Татьяной Томиловой, которая знакомит будущих юных железнодорожников с экспонатами. Ребят первым делом ведут сюда, чтобы, как говорится,  сразу прониклись почтением к богатейшей истории Восточно-Сибирской.

 

У Саши Левковича, шестиклассника из иркутской школы №67, папа вагонник. На детскую дорогу пришел сознательно, с дальним карьерным прицелом.

— Хочу машинистом стать, — горячо уверяет Саша.

— И мы тоже хотим, — подтверждает свои сокровенные желания целый мальчишеских хор.

Это хранилище было открыто к 100-летию прихода первого поезда в Иркутск. Во многом благодаря организаторским талантам ветерана Восточно-Сибирской и первого его директора Алексея Долгого.

Знакомлюсь с музейными экспозициями, а их здесь добрая дюжина. Из последних по времени — выставка фотографической техники с главной гордостью смотрителей — кубической формы машиной начала прошлого века. Она приобретена в одном из антикварных магазинчиков Санкт-Петербурга. Казалось бы, какое отношение имеет эта техника к «миру движения»? Имеет, и еще какое! Сотни наших железнодорожников увлекаются съемками, разъезжая по безбрежным просторам Восточной Сибири.

 

С такими саквояжами отправлялись пассажиры в дорогу в XIX векеЧто касается чисто железнодорожной тематики, то с этим в музее все в порядке. На 120 квадратных метрах главной дорожной «кладовой памяти» компактно соседствуют экспозиции «Изыскания и исследования на Транссибирской магистрали», «Строительство железной дороги до Иркутска», «Реорганизация. Образование ВСЖД», «Восточно-Сибирская в годы Великой Отечественной войны», «ВСЖД сегодня» и ряд других. Всего в музее зарегистрировано около 600 предметных экспонатов, без учета писем, фотографий, документов. Сюда ежегодно приходят тысячи посетителей, как, впрочем, и в филиалы на Кругобайкальской дороге.

Уникальные вещи подарены музею фронтовиком, бывшим начальником отдела пассажирской службы ВСЖД Александром Троицким. Именно он с группой железнодорожников Восточно-Сибирской на фирменном поезде «Байкал» доставил в Иркутск Вечный огонь с мемориала Неизвестному солдату в Москве. Он отдал музею свой вещмешок, плащ-палатку, другие воинские атрибуты, с которыми вернулся с фронта в столицу Восточной Сибири.

 

В экспозициях музея представлены подлинные натурные экспонаты: рельсы, аппараты сигнализации и связи, ордена и медали. Неподдельный интерес у посетителей вызывают экспозиционные комплексы — фрагменты интерьеров кабинета начальника дороги, служебного вагона, кабинета одного из изыскателей Кругобайкальской магистрали А. В. Львова, оконные витражи и макеты.

Уникальна научная подборка на тему «История строительства КБЖД». Для ее создания была разработана научная концепция, тематико-структурный план. Проделана не только гигантская архивная  работа, но и совершена экспедиция по КБЖД.

Впрочем, и современные технические веяния не чужды главному дорожному «хранилищу старины». Разработаны компьютерные презентации по темам «Памятник Александру III в Иркутске», «М. И. Хилков», «История железнодорожного лицея на станции Иркутск-Пассажирский», «Байкальская гидрографическая экспедиция», «История развития телеграфа на дороге» и многим другим.

 

Будущие машинисты любят фотографироваться— Музейное дело для нас — это не «застывшие святые камни», а прежде всего общение с людьми, причем порой на самом житейском уровне, — считает научный сотрудник музея ВСЖД Александр Хобта. — Недавно здесь трудились отделочники и, поговорив с нами, осознав всю важность сохранения старины, принесли в музей раритетный железнодорожный фонарь. Таких добровольных помощников у нас немало. Мы также участвуем в многочисленных научных конференциях, оцениваем в качестве членов жюри уровень работ по Кругобайкальской дороге школьников Слюдянского района.

Подавляющее большинство посетителей музея ВСЖД — школьники и студенты, в том числе и нашего железнодорожного университета, любознательные, с интересом изучающие свой край. Но стали появляться и будущие специалисты туристического бизнеса. Зондируют, так сказать, почву для прокладки будущих маршрутов для своих клиентов.

 

А недавно, как снег на голову, свалился итальянец. Поздоровавшись на ломаном русском, попросил отыскать хоть какие-то следы своего родственника, прокладывавшего Кругобайкальский путь.

— К сожалению, ничем ему помочь не смогли, — вздыхает Александр Хобта. — Наша беда состоит в том, что основная информация о строительстве «Золотой пряжки» осела в архивах Москвы и Санкт-Петербурга. Для того чтобы ее добыть и использовать в наших научных разработках, потребуется немало сил и времени.

Александр Филиппов (фото Владимира Кузьмищева)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31