24 октября 2020 08:39

24 октября 2020 08:39

Татьяна Гордиенко: Важно всегда ощущать пульс времени

5 ноября отмечался как День образования системы НТИ на отечественном железнодорожном транспорте.
В приветственной телеграмме по поводу праздника старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович отметил, что в период реформирования отрасли необходимо продолжить развитие этого важного, жизненно необходимого направления для научно-технического развития компании.

5 ноября отмечался как День образования системы НТИ на отечественном железнодорожном транспорте.

 

В приветственной телеграмме по поводу праздника старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович отметил, что в период реформирования отрасли необходимо продолжить развитие этого важного, жизненно необходимого направления для научно-технического развития компании. Особо подчеркнуто, что совершенствование производства и технико-экономические показатели филиалов ОАО «РЖД» напрямую зависят от степени грамотности и творческого потенциала персонала, от того, насколько успешно используется НТИ в технических решениях, инновациях, передовых методах труда, научных и производственных разработках.

О том, как это требование претворяется на нашей магистрали, рассказывает начальник дорожного центра научно-технической информации Татьяна Гордиенко.

 

— Татьяна Николаевна, одним из приоритетных направлений деятельности компании  является реализация системного подхода к обучению и совершенствованию профессиональных знаний железнодорожников. И в этом немаловажную роль играет система научно-технической информации, новые формы и методы ее подачи. Какие перемены в этом направлении происходят на ВСЖД?

— 30 мая сего года главный инженер дороги Александр Скачков утвердил Программу развития системы научно-технической информации и технических библиотек ВСЖД на 2008-2010 гг. Ее цель — определить конкретные позиции ДЦНТИ по обеспечению формирования и эффективного использования дорожных ресурсов научно-технической информации. Одним из первых пунктов реализации программы стала передача летом этого года в состав ДЦНТИ из дирекции социальной сферы библиотек на станциях Северобайкальск, Ния, Звездная, Кичера, Мысовая, Гусиное Озеро, Горхон, Наушки. Помимо этого к нам отошла и библиотека на станции Таксимо. В ноябре мы откроем постоянно действующий пункт выдачи литературы и документов в выставочном зале дорожного центра управления перевозками.     

 

А 7 октября начальник дороги Анатолий Краснощек подписал распоряжение «Об активном использовании фондов ДЦНТИ ВСЖД и технических библиотек, повышении информационных показателей и уровня знаний руководителей и специалистов дороги».  В нем отмечено, что результаты разборов случаев нарушений безопасности движения, браков в работе говорят о неудовлетворительном уровне знаний специалистов и рабочих кадров. Между тем проводимый ежегодный анализ востребованности информационных ресурсов руководителями и специалистами управления ВСЖД показывает снижение информационных показателей по основным эксплуатационным службам. Как это ни прискорбно звучит, но большинство руководителей и специалистов мало интересуются новой технической литературой, не имеют навыков адекватной оценки научно-технических публикаций, не знают о последних достижениях науки и техники.

 

— Как же выходить из этой непростой ситуации?

— Со стороны ДЦНТИ мы стараемся повысить мотивацию специалистов-железнодорожников к самообразованию. Для этого стремимся ориентировать потребителей информации на стратегические цели развития ВСЖД и в целом ОАО «РЖД», подвести специалистов к осознанию важности непрерывного образования и стремления к нему, регулярно и оперативно знакомить железнодорожников с новинками технической литературы и научно-технических документов по кругу их профессиональной деятельности.

Хорошим стимулом стало Положение о выплате премий (вознаграждений) специалистам дороги, привлекаемым для составления информационных карт и листков по рационализаторским предложениям и передовому производственному опыту, утвержденное начальником ВСЖД 31 июля 2008 года.   

Через существующий сайт ДЦНТИ мы систематически информируем о новых поступлениях литературы, научно-технической информации, инновационных технологиях и передовом опыте. Перед нашим центром определена задача — поставить весь без исключения руководящий состав дороги на индивидуальное информирование. Для этого будут задействованы возможности системы ИРИ (избирательное распространение информации) и ДОР (дифференцированное обеспечение руководства). Два раза в год мы намерены проводить анализ востребованности информационных ресурсов центра руководителями и специалистами дороги (пофамильно) с размещением результатов на сайте ДЦНТИ.

 

— Мы говорим о необходимости систематического развития творческого начала у состоявшихся руководителей. А как найти подход к молодым специалистам, работникам линейных подразделений?

— Интересный опыт в работе с молодыми накоплен на Тайшетском отделении дороги. Не секрет, что начинающие специалисты и руководители чаще всего не в полной мере владеют последними распоряжениями и указаниями управления и отделения дороги, руководящими и нормативно-техническими документами ОАО «РЖД». Поэтому при КТИ на ст. Тайшет не так давно был создан кабинет инструктажа для молодых руководителей и специалистов. Существенную роль в продвижении и внедрении современных технологий, прогрессивных идей, повышении уровня знаний оказывают выезды на отдаленные линейные предприятия нашего вагона технической информации. Понятно, что у местных железнодорожников есть вполне объективные сложности в получении необходимой технической информации. Выезды вагона дают возможность для полного охвата необходимым информационным обеспечением всех предприятий и подразделений на линии. Причем опыт показывает, что после работы нашего вагона наблюдается активизация деятельности по внедрению новшеств и составлению информационных карт. Большим подспорьем для нас стали ежегодно проводимые на узлах (совместно со службой технической политики) дорожные школы по итогам рационализаторской и информационной работы.

 

— Показательно, что именно 5 ноября вам был вручен знак „Почетный работник Восточно-Сибирской железной дороги“. ДЦНТИ был и остается в самой гуще многогранной жизни магистрали. Как это удается?

— Нашему центру нужно, что называется, постоянно ощущать пульс времени, работать в самом тесном контакте с руководителями и специалистами всех уровней. Для этого, помимо сугубо информационной деятельности, оказания помощи в повышении квалификации, мы все более активно занимаемся издательской и выставочной деятельностью. Как показывает опыт, большим подспорьем для специалистов стали различные тематические подборки, мы издаем самые разнообразные по тематике буклеты, проспекты, специальные информационные выпуски. Железная дорога — это сложный и отлаженный механизм, который не должен останавливаться ни на секунду, и работает он по строгим инструкциям, приказам, распоряжениям, указаниям и многим другим регламентирующим документам. А все эти документы поступают для размножения в печатный цех нашего центра.  Не случайно именно нашему центру научно-технической информации была предоставлена высокая честь представлять ОАО «Российские железные дороги» на Пятом Байкальском экономическом форуме.

 

Борис Ступин. Фото Владимира Кузьмищева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31