31 октября 2020 21:47

31 октября 2020 21:47

Олег Юшкевич: Расход ресурсов — процесс управляемый

Локомотивщики ВСЖД в числе лучших в рейтинге компании по эффективности использования ТЭР.
Ежегодно российские железные дороги расходуют около шести процентов производимой в нашей стране электроэнергии и практически столько же — дизельного топлива. Учитывая важность вопроса энергопотребления, ОАО «РЖД» разработало собственную энергетическую стратегию. Одной из ее целей является коренное улучшение всей системы управления и потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР).

Локомотивщики ВСЖД в числе лучших в рейтинге компании по эффективности использования ТЭР.

Ежегодно российские железные дороги расходуют около шести процентов производимой в нашей стране электроэнергии и практически столько же — дизельного топлива. Учитывая важность вопроса энергопотребления, ОАО «РЖД» разработало собственную энергетическую стратегию. Одной из ее целей является коренное улучшение всей системы управления и потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Для решения этой задачи приказом начальника ВСЖД от 26 июля 2007 года на нашей магистрали под эгидой главного инженера дороги был создан дорожный топливно-энергетический центр (ДТЭЦ). О работе центра рассказывает его руководитель Олег Юшкевич.

 

— Какое-то время по вполне понятным причинам ушло на решение чисто организационных вопросов. Кадровую основу ДТЭЦ составили специалисты топливно-теплотехнического отдела службы локомотивного хозяйства. Кроме того, в создаваемую структуру отошла теплотехническая лаборатория дороги, которая была преобразована в теплотехнический отдел. Потому началом полноценной работы нашего центра стало первое сентября. На старте нам, конечно же, многое дал опыт коллег с других дорог, в частности Западно-Сибирской. Там организовали подобный центр в марте 2006 года.

 

— Олег Владимирович, каковы приоритеты деятельности вашего центра?

 

— В первую очередь центр занят организацией системной работы по рациональному расходованию топливно-энергетических ресурсов. На нас возложены вопросы совершенствования нормирования расхода и планирования запасов ТЭР. А это, в свою очередь, предполагает безусловное выполнение решений ОАО «РЖД» в деле снижения расходов ТЭР на единицу работы и в конце концов — сокращения эксплуатационных расходов.

 

— Есть положительные наработки?

 

— Результаты восьми месяцев в целом обнадеживают. Так, в электротяге на ВСЖД
сэкономлено 23,4 млн. кВт.ч, в теплотяге — 1,2 тыс. тонн натурального топлива. На нетяговые нужды — 698 тонн дизельного топлива, 168 тонн бензина, 8374 тонны угля. Экономия электроэнергии на эксплуатационные нужды составила 12,6 млн. кВт.ч.

 

— Как наша дорога смотрится на фоне других магистралей?

 

— Согласно последнему комплексному рейтингу департамента локомотивного хозяйства ОАО «РЖД», Восточно-Сибирская находится в тройке лучших вслед за Юго-Восточной и Дальневосточной дорогами. Необходимо учитывать, что электроэнергия и дизельное топливо у нас преимущественно потребляются на тягу поездов (84 и 83,7% соответственно). Снижения удельного расхода электроэнергии и дизельного топлива удается достигать за счет улучшения показателей использования локомотивов, а именно: путем роста производительности грузового локомотива, снижения процента порожнего пробега, увеличения участковой скорости и среднесуточного пробега, повышения веса грузового поезда.

Большую отдачу приносит применение рекуперативного торможения. Благодаря ему только в 2007 году наши локомотивные бригады вернули в контактную сеть 212,6 млн. кВт.ч. По этому показателю ВСЖД — лучшая на сети железных дорог России. Во многом такому успеху способствовало более рациональное использование существующей структуры парка локомотивов. Так, передислокация с главного на северный ход (Тайшет - Таксимо) электровозов 2ЭС5К позволила увеличить удельный расход рекуперативного торможения электровозов данной серии на 56%. Эксплуатация с мая 2007 года электровозов 3ЭС5К с бустерной секцией на участке Рудногорск - Коршуниха-Ангарская (вывозка рудных маршрутов) опять же позволяет несравненно эффективней использовать потенциал рекуперативного торможения.

Начиная с прошлого года на южном ходу нашей магистрали были задействованы тепловозы 2ТЭ70 и 2ТЭ10МК, что дало возможность снизить энергоемкость грузоперевозок на 4,6%, уменьшить расходы на 285 тонн условного топлива. Установка системно-аппаратных комплексов «БОРТ» на тепловозы позволяет уменьшить расход топлива на пять процентов. Сейчас таким комплексом оборудовано 140 секций тепловозов.

 

— Как правило, когда речь идет об экономии ТЭР на тягу поездов, больше всего упоминаются электровозы и тепловозы. Но ведь немалый расход происходит и на специальном подвижном составе.

 

— Совершенно верно. Сегодня парк машин СПС насчитывает 462 единицы. На нашей дороге проводится целенаправленная работа по поиску путей рационального использования моторельсового транспорта. Не так давно по инициативе старшего электромеханика ШЧ-13 Владимира Шикунова и при деятельной поддержке начальника Северобайкальского отделения Игоря Дубова в качестве пилотного проекта на ряде предприятий бамовского участка были задействованы современные отечественные приборы «ПОРТ-1». Они позволяют оптимизировать расход дизельного топлива на моторельсовом транспорте. Новинка проста в монтаже и удобна в работе.

На одном из заседаний топливно-энергетической комиссии по инициативе заместителя начальника дороги Владимира Цыбульского было решено порекомендовать руководителям служб приобрести приборы «ПОРТ-1» для всех хозяйств, имеющих на балансе машины СПС. Ожидаемый годовой экономический эффект от применения этого новшества составит порядка 936 тонн топлива.

 

— Как известно, начиная со второго полугодия 2006 года основным критерием работы дорог по экономии электроэнергии на эксплуатационные нужды стало исполнение заданных лимитов электропотребления. Как это требование ОАО «РЖД» выполняется на нашей магистрали?

 

— В прошедшем году фактический расход структурных подразделений ВСЖД на эксплуатационные нужды составил 390,4 млн. кВт.ч (при установленном задании 398,9 млн. кВт.ч). Соответственно снижение составило 8,5 млн. кВт.ч, или 2,1%. Необходимо подчеркнуть, что все хозяйства дороги выполнили установленные задания электропотребления на эксплуатационные нужды.

Свои плоды принесла реализация мероприятий «Программы энергосбережения» и «Программы ресурсосбережения». В частности, установка приборов учета тепла дала возможность снизить плату за потребление тепла со стороны в среднем на 30%. Дает свои результаты работа по обеспечению баланса между расчетной потребностью и объемом потребления ТЭР. Ежегодно контроль за расходом топлива позволяет получать экономию порядка 200-300 тонн условного топлива. Как одно из направлений экономии топливно-энергетических ресурсов в стационарной энергетике является внедрение систем автоматического поддержания заданной температуры в помещениях.

 

— Олег Владимирович, давайте вернемся к теме энерго- и теплопотребления на тягу поездов. Какие рычаги можно использовать для снижения в этой сфере уровня непроизводительных потерь?

 

— Необходим постоянный анализ расходов электроэнергии и дизельного топлива на неграфиковые остановки поездов, задержки у запрещающих сигналов, ограничения скоростей движения по временным путейским предупреждениям, отказы технических средств, нагон пассажирских поездов. Нами проводятся теплотехнические ревизии предприятий. Разбираются все случаи увеличения удельного расхода ресурсов по участкам работы. Проводятся целевые проверки и поездки с машинистами, допустившими перерасход электроэнергии и дизельного топлива. Считаем, что необходимо разработать программу «Оснащение электровозов и электросекций счетчиками электроэнергии повышенного класса точности с цифровым выходом сбора и передачи информации».

Борис Ступин (фото Владимира Кузьмищева)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31