22 января 2021 06:47

22 января 2021 06:47

Их имена в истории Транссиба

Более века служат людям тысячи километров железных дорог, мостов, тоннелей, построенных опытными инженерами путей сообщения. Среди них Григорий Моисеевич Будагов.
Он родился в Петербурге 2 января 1852 года в семье потомственного дворянина. Окончив институт инженеров путей сообщения, участвовал в строительстве уникальных мостов через Волгу, Днепр, Обь, в прокладке Уфа-Златоустовской, Самаро-Златоустовской, Оренбургской, Средне-Сибирской и Алтайской дорог, руководил переустройством горных участков Сибирской железной дороги.

Более века служат людям тысячи километров железных дорог, мостов, тоннелей, построенных опытными инженерами путей сообщения. Среди них Григорий Моисеевич Будагов.

 

 

Он родился в Петербурге 2 января 1852 года в семье потомственного дворянина. Окончив институт инженеров путей сообщения, участвовал в строительстве уникальных мостов через Волгу, Днепр, Обь, в прокладке Уфа-Златоустовской, Самаро-Златоустовской, Оренбургской, Средне-Сибирской и Алтайской дорог, руководил переустройством горных участков Сибирской железной дороги. Награжден орденом Святого Станислава 2-й степени.

 

В Сибирь Григорий Моисеевич приезжает в 1895 году по приглашению начальника строительства Средне-Сибирской железной дороги Н.П. Меженинова. Управление этого самого сложного и длинного участка Транссиба находилось в Томске. Будагова назначили руководителем работ на самом ответственном горном участке от Ачинска до станции Иннокентьевская (Иркутск-Сортировочный). Условия работы были тяжелые. Современник вспоминал: «Целые дни, стоя по колено в воде, а иногда и по грудь в рыхлом и мокром снегу, в легкой одежонке, в истоптанных и дырявых лаптях или бреднях, рабочие рубят дремучую тайгу. Работа египетская. Нужно видеть самому, чтобы ясно представлять себе ее изнурительность. Нужно обладать железной волей, чтобы изо дня в день, по 15–16 часов в сутки мужественно переносить все эти невзгоды».

 

 

Прежде чем проложить путь, надо было устроить гужевые дороги – уложить бок о бок бревна, осушить верхние слои почвы при помощи водоотливных каналов, выкорчевать вековые деревья. В условиях короткого лета укладку пути производили и в зимнее время. На Средне-Сибирской железной дороге было возведено более 200 мостов, в том числе 15 крупных.

Сооружение дороги было закончено в установленные сроки и с высоким качеством, хотя, как писал Г.М. Будагов, «даже Меженинов, человек спокойный и ровный, здесь истрепал свои крепкие нервы и к концу постройки был болен...».

В Томске, совместно с врачом Б.С. Пирусским, Григорий Моисеевич организовал «Томское общество содействия физическому развитию». На средства основателей и добровольных пожертвований в течение двух лет были оборудованы площадки для подвижных игр детей и взрослых, три купальни. По ходатайству Совета обществу был отведен участок земли в долине речки Басандайки для устройства дачных колоний для слабых и нуждающихся детей. В 1897 г. общество приобрело велотрек, были устроены три катка и построен деревянный дом с большим залом, где давались концерты и ставились спектакли.

 

1 января 1899 г. Средне-Сибирская железная дорога была сдана в постоянную эксплуатацию. За успехи в строительстве Григорий Моисеевич удостоился ордена Святой Анны 2-й степени.

По окончании работ на Средне-Сибирской дороге Будагов вместе с женой Верой Михайловной уехал на три года в Москву, где, согласно приказу министра путей сообщения от 26 октября 1899 г., его назначили главным инженером по постройке новых линий.

В апреле 1905 г. Г.М. Будагов вместе с министром путей сообщения М.И. Хилковым проехал по Сибирской, Кругобайкальской, Забайкальской железным дорогам. Своими впечатлениями о поездке он поделился 15 августа 1905 г., выступив с докладом на собрании инженеров путей сообщения. В докладе, в частности, дан критический анализ работы комиссий Н.П. Петрова, К.Я. Михайловского, рассмотрены практические результаты поездки С.Ю. Витте на Дальний Восток. Г.М. Будагов коснулся и вопроса объединения Средне-Сибирской и Западно-Сибирской железных дорог в одну Сибирскую дорогу. Он считал это неправильным и предлагал после окончания русско-японской войны разделить Сибирскую железную дорогу на две дороги.

 

В другой своей работе — «К проекту переустройства Сибирской железной дороги» — Будагов вступил в деликатную полемику с инженером Любимовым о службе рельсов на Сибирской дороге и высказал свою точку зрения на переустройство горных участков. В частности заметил, что еще в 1898 г. компетентная комиссия по сути официально признала «несостоятельность облегченных технических условий» для Сибирской железной дороги, которые уже в то время не могли удовлетворить потребности в перевозках.

В 1906–1907 гг. Будагов участвовал в изысканиях головного участка Уральской железной дороги. Отсюда в 1907 г. он вновь приехал в Восточную Сибирь на должность начальника по переустройству горных участков бывшей Средне-Сибирской железной дороги. Здесь предстояла коренная реконструкция рельсового пути со смягчением горных уклонов и одновременно с укладкой второго пути на большом протяжении.

 

Григорий Моисеевич внес крупный вклад в перепроектирование и реконструкцию дороги. Им была составлена программа работ на четыре года. К первоочередным задачам относилось возведение земляного полотна, основанного на новых технологиях. В частности, железнодорожная насыпь сооружалась с помощью паровых экскаваторов и узкоколейных поездов, ведомых паровозами. Зимний период активно использовался для заготовки материалов. Каменная кладка искусственных сооружений велась в тепляках.

Управление по переустройству горных участков находилось в Томске. На переустройстве горных участков и строительстве второго пути от Ачинска до Иннокентьевской в 1908 г. работало 25 тыс. человек, в 1909 г. – 40 тыс., в 1910 г. – 17 тыс.

Здесь, как и раньше, Григория Моисеевича волновали земные проблемы. Он обращает внимание на организацию медицинского обслуживания. В одном из отчетов он писал: «В настоящее время, когда в общественном сознании повсюду выдвигаются вопросы оздоровления и улучшения санитарных условий населения, надлежало бы подумать также и о рабочем построечном населении, тем более заслуживающем особой заботы, что труд его тяжел и силой вещей протекает в обстановке, исполненной лишений».

 

По окончании всех работ к 1911 г. было реконструировано 1262 км пути, уложен второй путь, в результате пропускная способность повысилась до 34 пар поездов в сутки. Однако результаты труда Г.М. Будагова были оценены и по-другому. Проверка сенатора Медема, назначенная «по высочайшему повелению», показала, что он был замешан в незаконных финансовых отношениях с предпринимателями на переустройстве Сибирской дороги. Были найдены доказательства противоправных действий Г.М. Будагова. Против него было возбуждено уголовное дело, но министр путей сообщения С.В. Рухлов, доложив императору, что он не доверяет проверке, не дал ход делу.

Следует заметить, что многие инженеры путей сообщения в своей деятельности подвергались каким-либо разбирательствам, в том числе и судебным. Поэтому говорить, что случай с Г.М. Будаговым из ряда вон выходящий, не приходится.

 

Далее в творческой биографии Г.М. Будагова была Алтайская железная дорога, изыскания и строительство первого звена Туркестано-Сибирской дороги.

Вся дальнейшая жизнь его связана с Москвой и Петербургом. В 1916 г. ему пришлось поработать на Московско – Рыбинской железной дороге, а с 1917 по 1921 г. он занимал должность председателя межведомственного совета по выработке плана железнодорожного строительства, занимаясь систематизацией и обобщением своего строительного опыта в сборниках МПС. Кроме уже упомянутой работы «К проекту переустройства Сибирской железной дороги» (1905 г.), Будагов написал еще одну работу под названием «О пропускной способности Сибирской железной дороги».

Современники Григория Моисеевича высоко оценили его вклад в дело строительства железной дороги в Сибири. Станция Курзан Сибирской (с 1934 г. Восточно-Сибирской) железной дороги в 1907 г. была переименована в Будагово.

Г.М. Будагов умер 24 декабря 1924 г. в возрасте 69 лет. Он похоронен в Петрограде на армянском кладбище. Его дело продолжил сын Г.Г. Будагов, инженер путей сообщения.

Александр Хобта
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30