20 октября 2020 11:38

20 октября 2020 11:38

Коллективная безопасность

Только совместными усилиями можно смягчить риски чрезвычайных ситуаций от природных и техногенных катастроф.
В ИрГУПСе прошла научно-практическая конференция «Безопасность регионов - безопасность России». Конференция состоялась при поддержке МЧС, Федерального агентства железнодорожного транспорта, администрации Иркутской области, Иркутского научного центра СО РАН, ОАО «РЖД», Российской инженерной академии, ряда университетов Иркутской области.

А.Хоменко дает пояснения А.Воротилкину и начальнику департамента безопасности движения поездов А.ВолковуТолько совместными усилиями можно смягчить риски чрезвычайных ситуаций от природных и техногенных катастроф.

В ИрГУПСе прошла научно-практическая конференция «Безопасность регионов - безопасность России». Конференция состоялась при поддержке МЧС, Федерального агентства железнодорожного транспорта, администрации Иркутской области, Иркутского научного центра СО РАН, ОАО «РЖД», Российской инженерной академии, ряда университетов Иркутской области. Несомненно, что проблема безопасности по своей сути является комплексной и затрагивает все сферы жизнедеятельности страны и отдельного человека.

Эта неоспоримая мысль и стала основным лейтмотивом всех выступлений на конференции. По убеждению первого заместителя главы администрации Иркутской области Юрия Параничева, в обеспечении безопасной деятельности заинтересованы все хозяйствующие субъекты. Сегодня администрация региона выстроила напрямую систему взаимодействия со службами МЧС, Ростехнадзором, Роспотребнадзором, МВД, ФНС и другими через организацию межведомственных комиссий.

 

Однако, подчеркнул Параничев, масштаб угроз таков, что успокаиваться нельзя, необходимо скоординировать действия государственных структур с наукой и бизнесом. По его мнению, результатом такого взаимодействия может стать разработка концепции безопасности региона до 2023 года, которая заложит основу для выработки конкретных программ и планов мероприятий и вполне может стать составной частью «Общей стратегии социально-экономического развития Иркутской области».

Сами по себе составляющие понятия «безопасность», конечно же, многофакторны. И, как справедливо заметил заместитель главы региона, именно они определяют, насколько комфортно люди чувствуют себя на той или иной территории. Ежегодно из Иркутской области выбывают около пяти тысяч человек. Как правило, это образованные люди, составляющие основу человеческого капитала нашего региона. А ведь по своему ресурсному и индустриальному потенциалу Приангарье занимает далеко не последнее место среди других субъектов Российской Федерации.

 

В нашей области сосредоточено 11% общероссийских запасов древесины, разведаны крупные залежи полезных ископаемых. Это один из немногих регионов России, где имеются все виды собственных топливно-энергетических ресурсов - более 7% общероссийских запасов угля, столько же нефти и газа, 10% гидроресурсов. Созданы мощные промышленные комплексы.

Вместе с тем нынешний уровень индустриализации региона создает и проблемы, связанные с безопасностью. По словам Параничева, увеличивается нагрузка на окружающую среду, повышается вероятность возникновения техногенных аварий. Поэтому сильная экономика и богатая сырьевая база сами по себе еще не могут быть гарантом комфортного проживания - такой вывод можно сделать из выступления первого заместителя главы администрации Иркутской области.

 

О роли науки в обеспечении безопасности страны и отдельных территорий рассказал председатель президиума Иркутского научного центра Сибирского отделения РАН академик Михаил Кузьмин. По его мнению, именно наука призвана дать объективный анализ состояния природных, социальных, технических и других систем, определить возможные варианты их развития, в том числе и достижения опасных для существования этих систем параметров и, само собой, решать вполне конкретные задачи их безопасного развития. При этом ученый сослался на пример наших западных соседей, где еще в 2001 году было завершено комплексное исследование по проблемам региональной безопасности Красноярского края.

 

Потенциал Иркутского научного центра, включающий исследования в геологии, сейсмологии, геохимии, энергетике, лимнологии, информатике и других направлениях, по убеждению Кузьмина, может быть успешно использован при комплексном анализе и решении практических вопросов региональной безопасности Иркутской области. У наших ученых уже сейчас есть немало интересных наработок. К примеру, в лабораториях Иркутского института химии имени А.Е. Фаворского создан уникальный, единственный в мире антидот (противоотрава) угарного газа - ацизол. По словам академика, препарат практически стопроцентно спасает жизнь людям при отравлении окисью углерода. Сейчас им оснащаются команды МЧС, пожарных, постовые службы, шахтеры.

Необходимость проработки вопросов по созданию системы и центров мониторинга безопасности регионов Сибири и Дальнего Востока подчеркнул в своем выступлении председатель научного совета по чрезвычайным ситуациям при СНГ член-корреспондент РАН Николай Махутов. По его словам, территории, лежащие на восток от Урала, отличаются уникальным сочетанием суровых климатических условий, высокой сейсмичностью и чрезвычайной насыщенностью потенциально опасных промышленных объектов. И потому, как отметил Махутов, реализация идей и проектов в этой сфере должна в приоритетном порядке опираться только на коллективные меры обеспечения безопасности.

 

В зале заседания конференцииПока речь идет лишь о подготовительном этапе создания системы мониторинга комплесной безопасности в регионах Сибири и Дальнего Востока. Между тем на местах, и в частности на Восточно-Сибирской железной дороге уже делаются первые, вполне осязаемые шаги в развитии и совершенствовании собственной системы профилактики нарушений безопасности движения поездов. Ярким свидетельством тому стала презентация для участников конференции открытого буквально на днях в Иркутском государственном университете путей сообщения центра мониторинга, прогнозирования и обеспечения безопасности транспортных систем.

Как подчеркнул начальник ВСЖД Алексей Воротилкин, мониторинг и прогнозирование становятся важнейшим условием в деятельности магистрали. Такого рода центры, по мнению участников конференции, должны обеспечить не только соответствующую детализацию в сборе необходимой информации, но и хранить ее, создавая информационное пространство в ретроспективе, решать задачи поиска истоков техногенных и природных катаклизмов, строить модели развития событий, обеспечивая научное обоснование всей системе профилактических и предупредительных мер.

 

Руководитель Восточно-Сибирской дороги отметил, что транспорт был и остается одним из главных системообразующих факторов, определяющих безопасность регионов и страны в целом, темпы их экономического роста и качества жизни. При этом большая часть экономики построена и развивается таким образом, что перерыв, даже на короткий срок, вывоза того или иного груза за пределы области способен создать немало проблем.

Особый импульс всему комплексу мер по профилактике нарушений безопасности движения на ВСЖД придала недавно принятая «Белая книга ОАО «РЖД», определившая стратегические направления научно-технического развития компании. В этой связи Алексей Воротилкин отметил, что Иркутский государственный университет путей сообщения, имеющий шесть филиалов в различных регионах Восточной Сибири, как никакой другой способен стать основой для разработки специального (в рамках Комплексной программы по обеспечению безопасности Иркутской области) проекта мониторинга и прогнозирования безопасности транспортных систем. По мнению ректора ИрГУПСа доктора технических наук Андрея Хоменко, это могло бы серьезно продвинуть вперед создание современной системы комплексной защиты интересов государства, региона и регионообразующего хозяйствующего субъекта, каким для Иркутской области во многом является именно Восточно-Сибирская железная дорога. Достаточно сказать, что магистраль обслуживает более трех тысяч предприятий региона.

 

В свою очередь Алексей Воротилкин подчеркнул важность широкого хозяйственного освоения полосы, тяготеющей к зоне БАМа, и в первую очередь закрепления там людей за счет создания новых рабочих мест, коренного улучшения качества жизни северян. Со своей стороны железнодорожники многое делают в этом направлении: на Северобайкальском отделении развивается производственная и социальная инфраструктура, строятся вторые пути, запускаются в работу ранее законсервированные полустанки. Однако без целенаправленной и системной поддержки государством нельзя будет добиться комплексного развития этих северных территорий.

Руководитель ВСЖД рассказал о многоуровневой системе подготовки кадров на дороге. Особое внимание здесь уделяется локомотивным бригадам, навыкам их действий в нестандартных и экстремальных ситуациях. Как пример умелого выхода из непредвиденных природных катаклизмов Алексей Воротилкин напомнил по-настоящему профессиональную ликвидацию последствий тяжелейшего ЧП - размыва земляного полотна в районе станции Джида летом 2006 года. В целом у восточно-сибирских железнодорожников сложились тесные и деловые взаимоотношения с региональными подразделениями МЧС, ФСБ и МВД в вопросах профилактики безопасности движения, антитеррористической деятельности.

 

Большое внимание железная дорога уделяет и вопросам обеспечения экологической безопасности. Так, построенный в прошлом году четвертый обходной путь вокруг Иркутска позволил значительно снизить издержки транспортной нагрузки для жителей ряда густонаселенных микрорайонов областного центра. Трудно переоценить вклад железнодорожников в защиту Байкала. Это и берегоукрепительные работы, и строительство самых современных очистных сооружений на станциях Северобайкальск и Мысовая.

В принятых рекомендациях участники конференции пришли к выводу о необходимости разработки «Концепции безопасности Иркутской области» с учетом опыта реализации такого рода программ в других регионах России.

Борис Ступин (фото автора)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31