26 января 2021 04:57

26 января 2021 04:57

Почти загородная прогулка

Высокие горы, ревущие пороги и... тишина — все это предлагает наш постоянный автор и заядлый путешественник Сергей Воробьев.
Лето — это маленькая жизнь. Как точно подмечено поэтом, и как это актуально для сибиряков, и все потому, что короткое оно у нас. Однако если его расцветить путешествием, то лето запомнится надолго и будет ярким, как палитра цветов в радуге! Пусть даже случится так, что путешествие окажется коротким, зато впечатлений, переживаний и даже экстрима оно может доставить с избытком — такова сибирская природа.

Высокие горы, ревущие пороги и... тишина — все это предлагает наш постоянный автор и заядлый путешественник Сергей Воробьев.

Лето — это маленькая жизнь. Как точно подмечено поэтом, и как это актуально для сибиряков, и все потому, что короткое оно у нас. Однако если его расцветить путешествием, то лето запомнится надолго и будет ярким, как палитра цветов в радуге! Пусть даже случится так, что путешествие окажется коротким, зато впечатлений, переживаний и даже экстрима оно может доставить с избытком — такова сибирская природа.

Одно из таких путешествий — сплав по реке Иркуту на надувном плоту-рафте. За это лето мы с моим другом Леонидом Кузовлевым совершили несколько походов по этому маршруту с разными коллективами, и ни одно из них не было похоже на другое. Опытные сплавщики могут назвать эти путешествия загородной прогулкой, но мы не спорим об этом, а только приветствуем тех, кто рискнул оторваться от обыденных дел и сел на борт рафта. И надо знать, что течение реки идет вспять течению времени.

 

А получилось так, что небезызвестная турфирма «Кругобайкальский экспресс» решила расширить перечень услуг для своих клиентов и помимо катания по Кругобайкальской железной дороге в рельсовом автобусе предложить им некоторое разнообразие в виде водных, пеших и лыжных маршрутов, а мы с Леонидом помогли им их разработать, поскольку имеем опыт подобных путешествий.

Вышло так, что наибольшим спросом стал пользоваться сплав по Иркуту. Наверное, в первую очередь из-за своей непродолжительности (всего три дня) и насыщенности впечатлениями. Ведь здесь нетронутая сибирская природа, высокие горы, могучая река, ревущие пороги, тихие плесы и... тишина. Ко всему прочему полная безопасность в путешествии. Рафт с легкостью проходит бурные валы, и только освежающие брызги долетают внутрь судна. Но как качает, как качает! У редкого человека не вырвется восторженно-испуганное «ай!», «ой!».

 

altПервый порог, Куличья шивера, через тридцать минут после старта. Плот, скользнув в бурлящие волны, несется вниз со скоростью курьерского поезда. Испугаться не успеешь, как уже качаешься на спокойной воде. Но в экипаже спокойствие наступает не скоро. На все лады обсуждается прохождение порога: было здорово — вот общее резюме.

Далее часовое спокойное плавание до следующего порога. Мы огибаем хребет Быстринская грива, который оказался не по зубам могучей реке, и она, отвернув с прямого пути, делает в этом месте 30-километровую петлю. Вот почему здесь так много порогов. После впадения слева реки Большой Зибкоган начинается Зибкоганская шивера и почти следом Малый порог, где русло реки как бы подломилось, и хотя он более короток по сравнению с предыдущими, но волны столь высоки, что сухим из порога никто не вышел.

 

В свое время Быстринская грива явилась препятствием не только для реки, но и для людского сообщества.

С началом строительства Транссибирской железнодорожной магистрали самым сложным оказался выбор пути от Иркутска в Забайкалье. Как пройти Байкал, вот вопрос. Рассматривалось три варианта: через Олхинское плато, по Ангаре и далее по берегу до Култука, и третий, на первый взгляд казавшийся самым предпочтительным, по реке Иркуту на Слюдянку. Первый вариант отпал из-за чрезмерных уклонов, ведь в то время кто мог представить истинный масштаб применения электричества, что, когда будет построена Иркутская ГЭС и водохранилище, будут созданы мощнейшие локомотивы на электротяге и многое другое, т.е. то, что сейчас мы имеем и где проходит железная дорога.

Но и иркутный вариант отклонили из-за тех же уклонов, больших гидротехнических и скальных работ, неизбежности строительства нескольких тоннелей, и самого большого из них как раз под хребтом Быстринская грива. К тому же своенравный характер реки, ее высокие паводковые уровни и скорость течения представляли серьезную опасность земляному полотну.

 

Вот так и случилось, что, несмотря на большую стоимость байкальского варианта, изыскатели отдали ему предпочтение. Отсутствие больших уклонов при паровозной тяге сулило уменьшение эксплуатационных затрат. И это оказалось решающим. В общем, что случилось, то случилось. Зато теперь на Байкале есть музей инженерной мысли — Кругобайкальская железная дорога, а своим потомкам то поколение людей оставило ценнейшее наследство: не тронутую цивилизацией реку Иркут и его окрестности.

За Малым порогом ночлег. Вечер проходит как бы по одной программе: купание в реке, волейбол, задушевные беседы и песни у костра, а также рыбалка, фото- и киносъемка. Такие вечера помнятся очень долго. В одной лодке собирается много незнакомых людей, все они разные, и тем интересны друг другу.

С утра поход, с утра и Большой порог впереди. Догоняем очередную флотилию из малых надувных лодок. Их часто можно видеть на реке. Они осторожничают, жмутся к правому борту, где река проходит через расческу камней, и течение там чуть медленнее, потому что основная струя сливается под левый борт.

 

Но наш двенадцативесельный «шлюп», блестя красными бортами, смело идет по фарватеру. Кажется, только чудо уберегает его от столкновения с камнями, прячущимися под бурной водой. Их присутствие выдают фонтанирующие всплески волн. Однако не чудо спасает плот. Это опытные лоцманы на корме управляют судном.

На прохождение порога экипаж реагирует бурно — крики, ахи, охи. И вдруг тишина. С кормы поступает команда, что можно расслабиться. Все сушат весла и поворачиваются назад, рассматривая пройденный порог, где вода бурлит и пенится. Впечатление такое, что это место поразили прямым бомбовым ударом — сплошные фонтаны.

Вот из пены показались и лодочки. Их экипажи лихорадочно вычерпывают воду, которая залила эти скорлупки по самые борта. У нас же все прекрасно, ведь у рафта нет дна! Что вливается в него, то и выливается. Как так, спросите вы. Все потому, что его конструкция проста и надежна, как веник. Плот состоит из двух частей: надувных бортов и днища, которые связываются посредством крепких веревок.

 

Впереди еще пороги — Косая шивера. Бык, Мотский и ряд мелких шивер и опасных одиночных камней, но экипаж встречает их чуть ли не с усмешкой: «Ах, опять порог?! Что-то они зачастили. Щас мы его сделаем...».

Представляете, что с людьми произошло буквально за сутки! Как они мужают! Еще вчера их бил мандраж перед бурной водой, а сегодня просто шапкозакидательское настроение.

Не бояться трудностей, пусть они боятся нас — наверное, это самый главный багаж, вывезенный участниками из столь запомнившегося всем путешествия. И как это пригодится всем нам в жизни. Еще один плюс путешествий!

Третьего дня после старта, в полдень, наш плот, наш дом, наше сообщество причаливают у поселка Шаманка, где участников поджидает автобус, который доставит их в город. Путешествие закончилось, путешествия продолжаются, наши плоты всегда наготове. Их два, по 12 человек в каждом. Я к чему это пишу — для девиза. Железнодорожники! Все на рафтинг!

Сергей Воробьев (фото автора)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30