25 января 2021 20:16

25 января 2021 20:16

Кичера – станция на излучине

Здесь, можно сказать, одной семьей живут добрые, общительные, гостеприимные люди.
У жителей муниципального образования «Городское поселение Кичера» и одноименной железнодорожной станции 4 класса наверняка будут резонные возражения, если их аккуратный, красивый и компактный поселок кто-нибудь назовет «медвежьим углом»...
Между тем именно эту версию перевода с эвенкийского языка названия «Кичера» рьяно отстаивал один из моих попутчиков, с которыми мы добирались на рабочем поезде до вышеупомянутой станции.

Дежурный по станции Елена Кислицына: 'Поезда у нас идут строго по расписанию'Здесь, можно сказать, одной семьей живут добрые, общительные, гостеприимные люди.

У жителей муниципального образования «Городское поселение Кичера» и одноименной железнодорожной станции 4 класса наверняка будут резонные возражения, если их аккуратный, красивый и компактный поселок кто-нибудь назовет «медвежьим углом»...

Между тем именно эту версию перевода с эвенкийского языка названия «Кичера» рьяно отстаивал один из моих попутчиков, с которыми мы добирались на рабочем поезде до вышеупомянутой станции. Настоящий же, научный перевод этого топонима звучит гораздо точнее и поэтичнее: аборигены-оленеводы, издревле населяющие северные берега Байкала, этим словом называли излучину, изги6 реки.

Да, быстро бежит река времени: кажется, совсем недавно бамовцы-первопроходцы рубили здесь первые просеки, ставили палаточные городки, возводили первые щитовые дома. А стальная магистраль под призывные лозунги «Даешь Витим!», «Даешь Кодар!» рвалась дальше на восток...

 

Сегодня в Кичере проживает порядка 30 строителей БАМа: бригадир пути ПЧ-25 Николай Буруянэ, начальник жилищно-коммунального участка Хапача Болотоков, ныне пенсионеры Иван Дрозд и Олег Калюжнов... К слову, Олег Ефимович в свое время был первым начальником железнодорожной станции Кичера. А его брат Геннадий Ефимович Калюжный (разница в написании фамилий братьев объясняется небрежностью паспортистов прошлого века), тоже бамовец-первопроходец, доселе трудится на ответственном и хлопотном посту заместителя начальника Северобайкальской ДОП по эксплуатации.

- На мой взгляд, раньше, на заре БАМа, люди были проще, добрее и веселее, - говорит бывший мастер по строительству МК-137, ныне председатель совета депутатов Марьям Назаралиева. - И был просто невероятный энтузиазм, мощный порыв души -она, можно сказать, пела. Мы очень любили свою работу и нашу Кичеру - символ нашей юности и мечты. Я старалась и дочерей своих воспитать в этом духе - думаю, что это у меня получилось. Обе они стали железнодорожницами. Эльмира сначала работала экономистом в ПМС-303, а сейчас она главбух крупной железнодорожной станции Омск-Пассажирский. Младшая, Лейла, трудится проводником в ДОП-5...

 

Звеносборка - ответственное дело. И работники ПМС отлично с ним справляются- А я прибыла на БАМ 21 июня 1977 года на маленьком самолете Ан-2, - улыбается светлым воспоминаниям о молодости специалист администрации поселка Людмила Белозерова. - На старом пыльном нижнеангарском аэродроме меня встретил муж - он тогда работал в знаменитой бригаде лесорубов Александра Рябкова. Мы пошли вдвоем на околицу райцентра, чтобы поймать попутку до Северобайкальска. И шли очень долго - я все думала: ну когда же закончится этот длиннющий Нижнеангарск! И еще у меня было такое ощущение, что я попала на какой-то курорт: рядом у ног плещется синее море, над волнами реют белые чайки, и летнее солнце в зените плавит золотом след уходящего вдаль кораблика. Да, здесь, на этих северах, прошли лучшие годы: было и огромное счастье, и безмерное горе - мой любимый муж Александр покинул этот мир... Сегодня мой сын Владимир работает исполняющим обязанности начальника участка ПМС-303, С женой Галиной, учителем начальных классов, они проживают в Северобайкальске - недавно купили там по ипотеке трехкомнатную благоустроенную квартиру. Я считаю, что корпоративная поддержка молодых семей компанией ОАО «РЖД» - это воистину благое дело, и очень благодарна руководству ВСЖД за помощь моему сыну...

 

Глава Кичеры Виктор Кондратенко, с которым мы встретились в огромном здании поссовета, похожем своими зубчатыми башнями на средневековую крепость, сетует на нехватку «звенящих возможностей» в казне: мол, есть в наличии только менее 50 процентов от потребного. Остальное дотируют район и республика - недавно, скажем, в адрес кичерских властей пришел очередной транш, дабы они смогли погасить задолженность местным коммунальщикам в размере 450 тысяч рублей. Деньги эти, конечно, небольшие, но для Кичеры весьма ощутимые.

Виктор Павлович с удовлетворением отмечает, что к зиме Кичера подготовилась основательно: котельная  и теплотрассы отревизированы, отремонтированы, есть в наличии 10 вагонов угля, его хватит до конца октября.

Проблемой из проблем для полутора сотен семей остается проживание в ветхом и аварийном жилье. И выход из этого тупика пока не просматривается.

 

На старте Всероссийского легкоатлетического кросса первоклассники КичерыВсего в Кичере живет 1764 человека, причем примерно половину населения составляют железнодорожники. И самым главным, градообразующим предприятием здесь является ПМС-303, возглавляемая Николаем Потапенко. Сегодня почти весь личный состав этого подразделения находится в спецкомандировке на разных участках северного хода - завершается летний ремонт пути. Так что на промбазе предприятия мы застали только работников цеха звеносборки. Как сообщила нам заместитель начальника ПМС-303 по кадрам Алла Нечунаева, последнее «окно» для пээмэсовцев запланировано на 20 сентября.

В Кичере действуют средняя школа, детский сад «Мишутка», баня, амбулатория, отделение Сбербанка, ряд магазинов, причем большинство этих жизненно важных объектов размещается в капитальных кирпичных зданиях.

 

- Новый учебный год мы встречаем «в экспериментальном режиме», - говорит заместитель директора Кичерской средней школы по методической работе Валентина Андреева. - Дело в том, что наша школа выиграла в республиканском конкурсе грант - отныне в рамках комплексного проекта модернизации образования педагогический коллектив переведен на новую систему оплаты труда. Суть ее в том, что теперь прежде всего будет отслеживаться качество обучения - по пяти направлениям. Если учитель добился положительных результатов, он вправе рассчитывать на 30 процентов доплаты. В распределении стимулирующей части зарплаты будут участвовать гражданские институты, в частности родители учащихся. По представлению директора школы этот вопрос будет рассматривать управляющий совет, возглавляемый бригадиром пути ПЧ-25 Александром Шматковым.

 

Сегодня в школе насчитывается 184 учащихся - половина из них — дети железнодорожников. Согласно принятой министерством образования Республики Бурятия программе профилизации образования для каждого учащегося разработан свой учебный план - в зависимости от его способностей и выбора профиля обучения: математического, гуманитарного или технологического. Многие старшеклассники уже сегодня планируют поступить после окончания школы в ИрГУПС - так сказать, пойти по стопам родителей.

Несмотря на холодный проливной дождь, встретивший утром на перроне, Кичера оставляет самое приятное впечатление: здесь живут добрые, общительные, гостеприимные люди - можно сказать, единой семьей. И тут можно привести еще один характерный штрих: мне довелось наблюдать «смену караула» на железнодорожной станции Кичера. Этот строгий официальный ритуал сдачи поста одним дежурным по станции другому был озарен светом любви и взаимного доверия: Андрей Колесников, завершив ночную смену, вручал «бразды правления» своей супруге Елене Кислицыной.

 

— Устройства СЦБ и связи работают исправно, за время моего дежурства отказов технических средств не было, план погрузки на сегодня такой-то... - в этой обычной суховатой формулировке утреннего рапорта ясно и отчетливо слышалось: «Я люблю тебя!..».

Сергей Ринчинов (фото автора)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30