26 января 2021 06:17

26 января 2021 06:17

Сворачивать горы – горняцкое дело

Коллектив Ангасольского щебеночного завода верит, что лучшие годы у него – впереди.
50 лет - серьезная дата. За это время бывает всякое. Невозможно прожить долгую жизнь и постоянно держаться на гребне успеха. Такие же взлеты и падения были и в истории Ангасольского щебеночного завода. Было и невыполнение плана, и кадровые «зачистки», но всегда остается главное - рост выпуска продукции. Начав со 100 тысяч кубометров щебня в год, завод довел эту цифру до 600 тысяч.

Коллектив Ангасольского щебеночного завода верит, что лучшие годы у него – впереди.

50 лет - серьезная дата. За это время бывает всякое. Невозможно прожить долгую жизнь и постоянно держаться на гребне успеха. Такие же взлеты и падения были и в истории Ангасольского щебеночного завода. Было и невыполнение плана, и кадровые «зачистки», но всегда остается главное - рост выпуска продукции. Начав со 100 тысяч кубометров щебня в год, завод довел эту цифру до 600 тысяч.

И это, кстати, не предел. Руководством ВСЖД перед предприятием -совместно с его цехом в Улан-Маките - поставлена задача довести выпуск щебня до 1053 тысяч «кубов» и полностью покрыть нужды дороги. По плечу ли такие задачи? - Уверен, что по плечу, - говорит начальник Ангасольского щебзавода Александр Логунов. - С таким коллективом, который сейчас сложился на предприятии, с такой командой специалистов мы действительно горы можем свернуть. И это не в переносном смысле. Мы горняки, и горы сворачивать - наша прямая обязанность.

 

С 2000 года, когда завод перешел на беспрерывный график работы, взоры руководства невольно обратились именно на соседние от действующего карьера горы. В 2003 году Ангарская геолого­разведочная экспедиция приступила к изучению площадей, примыкающих к карьеру с северо-востока на площади в 34 гектара.

- На сегодняшний день участок разведан, проведены все расчеты, состоялась защита, - продолжает Александр Логунов, - есть некоторые разногласия по природоохранным вопросам, но они, скорее, надуманные и будут разрешены. Серьезные планы у завода и в отношении реконструкции. С 2004 года по поручению руководства ОАО «РЖД» разработкой проекта на эту работу занимается Сибгипротранспуть.

У Александра Николаевича, кстати, особые надежды именно на перемены. С подобной «революции» в 90-е годы начиналось крепкое становление АЩЗ.

 

- Не могу не вспомнить в этой связи тогдашнего начальника дороги Геннадия Павловича Комарова. Однажды во время объезда он завернул и к нам, - вспоминает Логунов. - Походил по территории завода, побывал в горном цехе, где я был начальником, и остался очень недовольным. Хотя с 1974 года у нас официально шла реконструкция, но сделано было немного и больше по производственной линии. Для людей - минимум: бытовки из каких-то бочек, «раскомандировка» дощатая, вспомогательные помещения в зачаточном состоянии. И при таком состоянии требовать от людей производительности... Короче, и выводы, и задания были даны очень жесткие, но зато появился и результат. Дополнительные производственные корпуса, новая техника, оборудование и, конечно же, показатели - в конце 90-х мы вышли на рубеж 560 тысяч кубометров щебня в год.

О том, что нынешний завод и то, с чего начинался АЩЗ, - земля и небо, вспоминают и ветераны предприятия.

Дмитрий Никифорович Ладин и Михаил Андреевич Кузин пришли на завод в 1963 году. Кузин проработал 30 лет взрывником. Ладин 23 года водителем - на пенсию вышел раньше. Но оно и понятно: и родиться пораньше успел - в 1926 году, и повоевать с 1943 года и почти до Берлина. Но «тот» завод помнят одинаково хорошо.

 

alt- Я когда на работу устраивался, здесь ни одного автомобиля не было, породу из карьера на СКИПе подавали. Это что-то вроде большого поддона на тросах. Навалят туда камней, и вниз под гору. А здесь уже вагонетками катали на дробилки, - вспоминает Дмитрий Никифорович.

- Потом появились два первых «зилка» - один мне дали. Потом на «МАЗ» пересел, а вот на «БелАЗах» поработать не довелось...

- Чудо-техники и у нас не было, - подключается к разговору Михаил Андреевич Кузин. - Основное орудие при бурении шурфов - установка КУБ для канатно-ударного бурения. Похоже на те «бабы», которыми на стройках работают. Из взрывчатки - аммонит 6ЖВ и селитра с добавлением дизельного масла... Жахало так, что дым столбом, а подгребать толком-то и нечем: экскаваторы слабенькие, в ковш едва кубометр помещался. Сейчас, конечно, не то... Техники много, условия для эксплуатации неплохие.

- Да, я тут недавно выбрался на завод, зашел к водителям и позавидовал, - говорит Дмитрий Никифорович. - «БелАЗы» как слоны стоят. Боксы теплые, оборудованные. Для людей хорошие условия - душ, раздевалка, покушать есть где. Только работай!

И люди работают. Технолог завода Галина Казанкова знакомит с некоторыми результатами.

 

- Основное для нас - обеспечить дорогу в период летних путевых работ щебнем для ремонта полотна. Скажу, что перебоев не было. При плане на 8 месяцев в 557 тысяч 400 кубометров щебня различных фракций мы произвели 609 тысяч 363 кубометра. Из них почти 472 тысячи - путевого. На 53 тысячи больше запланированного.

Но не только на нужды дороги работает Ангасолка. В регионе наблюдается строительное оживление, и продукция АЩЗ очень востребована заводами железобетонных конструкций, автодорожниками, строителями нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан. Даже тот отсев из мельчайших фракций, который десятилетиями скапливался близ карьера и дробильной фабрики и являлся причиной основных баталий с экологами, стал в одночасье востребованным и популярным. Любой может увидеть это на участке возведения нового путепровода - в районе переезда на Глубокой - и строящемся для него отрезке автотрассы. Подушка здесь именно из такого отсева. А позже будет и весьма прочное покрытие из смеси отсева с гудроном...

 

«УАЗ-фермер» выносит нас на вершину горы, и впереди открывается панорама глубокого карьера. За 50 лет работы завода люди потрудились здесь основательно. На огромной выработанной площади даже мощная техника, работающая внизу, кажется игрушечными наборами из детского конструктора. Взрывные работы проводились давно, и сейчас экскаваторы подбирают остатки породы. Работают на двух горизонтах, чтобы в случае остановки одного был задел для работы другому и, соответственно, дробильному цеху. Впрочем, до обеда работает так называемая ремонтная смена, и механизаторы что-то подкручивают, подваривают в своих механизмах. Рабочая смена заступит на вахту после 16 часов. Но одно исключение из правила мы обнаружили: Виктор Никифоров - машинист бурильной установки «бил» шурфы для нового взрыва. На площадке там и тут были видны «сурчиные норы», прикрытые от обвала фанерой, а неутомимая СБУ-25 продолжала свое привычное дело.

 

Виктор на заводе с 1981 года. Работал водителем на «МАЗе», а с 1990 года - бурильщиком. О былых КУБах, конечно же, только слышал. Работа нравится. Весь процесс подготовки взрыва - а это мужская работа - знает не понаслышке: сами завозят взрывчатку, «заряжают» шурфы, помогают взрывникам. Считает свою профессию не последней на заводе. Хотя АЩЗ - дело семейное: здесь работает жена, поработал сын.

- Династии - это еще один стержень, на котором держится наш завод, - с гордостью говорит начальник АЩЗ Александр Логунов. - Не найдется, уверен, ни одной крепкой заводской семьи, в которой бы не было продолжателя дела. У меня у самого сын Артем трудится здесь водителем. А еще наша опора и гордость - ветераны производства, люди, которым мы обязаны всем.

 

Раиса Ивановна и Михаил Андреевич КузиныС председателем совета ветеранов завода Раисой Ивановной Кузиной говорим об этой «гвардии» коллектива.

-У нас таких 57 человек. 33 уже не работают, но ни один из них не считает себя покинутым. Руководство завода, профсоюз, наша организация постоянно уделяют внимание этим людям. По возможности помогаем финансово, обеспечиваем транспортом, если есть необходимость добраться до больницы и обратно, помогаем с приобретением лекарств, обеспечиваем топливом. Все праздники отмечаем вместе. А уж 50-летие родного завода без них - и праздник не в праздник будет. Иначе нельзя - мы одно целое. И еще у меня просьба к дорожной газете будет: в день нашего праздника исполняется ровно 80 лет бывшему мастеру дробильного цеха Надежде Георгиевне Ефремовой - поздравьте ее от нас. Здоровья ей и долголетия!

 

К празднику всегда ждешь подарка. Хорошо бы желанного. Заводчане не исключение.

- Грех особенно жаловаться, - смеется начальник дробильно-сортировочного цеха Сергей Кухтин. - В этом году получили «брони» на конусную дробилку, дробящие плиты, еще кое-что из оборудования, но плохо то, что все это в единичных комплектах. Не дай Бог что сломается, вот и проблема. Надежные поставки - вот это и был бы для нас главный подарок. А за заводом дело не постоит...

Владимир Палагутин (фото Ивана Гурова)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30