19 октября 2020 19:01

19 октября 2020 19:01

Экономить помогает компьютер

Тепловозы, оснащенные бортовыми системами контроля, работают эффективнее своих предшественников.
В 2006 году правлением ОАО «РЖД» была принята централизованная программа «Ресурсосбережение», согласно которой в локомотивное депо Иркутск-Сортировочный поступили аппаратно-программные комплексы учета расхода дизельного топлива «БОРТ». Только за 8 месяцев 2007 г. экономический эффект от использования этой системы составил в депо 974 тысячи рублей.

Старший мастер цеха Евгений КонстантиновТепловозы, оснащенные бортовыми системами контроля, работают эффективнее своих предшественников.

В 2006 году правлением ОАО «РЖД» была принята централизованная программа «Ресурсосбережение», согласно которой в локомотивное депо Иркутск-Сортировочный поступили аппаратно-программные комплексы учета расхода дизельного топлива «БОРТ». Только за 8 месяцев 2007 г. экономический эффект от использования этой системы составил в депо 974 тысячи рублей.

В депо такими комплексами укомплектованы всего15 тепловозов. Но даже они внесли в общедеповскую «копилку» экономии более 9 тонн дизельного топлива.

 

— То есть, — констатирует главный технолог ТЧ-5 Павел Коваль, — если исходить из того, что стоимость 15 комплексов составляет 5 миллионов рублей, то срок их окупаемости может истечь уже через три с половиной года. Очень неплохой показатель.

Одним из серьезных преимуществ системы «БОРТ» деповчане считают и то, что она не только заметно повышает возможности оперативно отслеживать техническое состояние локомотива, но и подтягивает нравственно-производственную дисциплину — теперь инженеры могут контролировать расход топлива в любой точке работы тепловоза, что полностью исключает возможность его несанкционированного использования или слива.

И все-таки, главное — не в этом.

 

— Комплекс через компьютер предоставляет самую объективную информацию о работе тепловоза, способен оперативно диагностировать неисправности основных узлов и агрегатов, — поясняет главный технолог. — Он же автоматизированно формирует базу данных о техническом состоянии локомотива и осуществляет контроль за экологичностью двигателя.

Слесарь-электрик тепловозного цеха Олег Долганов демонстрирует один такой комплекс непосредственно в кабине тепловоза. Вместо ожидаемого нагромождения аппаратуры, переплетения проводов и прочей «навороченности» увиденное даже разочаровывает— скромный приборчик-коробочка прилепился где-то под потолком и ненавязчиво дает знать о себе тихим попискиванием и помаргиванием индикаторов.

- Не спешите судить,— говорит Олег.— Этот маленький «БОРТ» вроде разведчика, всего лишь микропроцессор, связанный с системой датчиков, установленных на всех важных узлах тепловоза, но за ним вся локальная компьютерная сеть депо. Он способен молниеносно передавать туда всю оперативную информацию.

 

- Комплекс управляется с помощью программного обеспечения, часть которого расположена в компьютере техника-расшифровщика, а другая — ответственная за измерение и передачу параметров,— непосредственно на тепловозе, — подключается к разговору старший мастер цеха Евгений Константинов. —  Когда цифровые сигналы поступают в бортовой компьютер комплекса, он обрабатывает их, делает запись в личную карточку машиниста и тут же выводит информацию на монитор, что позволяет в режиме реального времени контролировать работу подвижной единицы. Вот здесь и видно - в каком режиме работал машинист, на ходу или на стоянке был расход дизельного топлива, в каком месте и вкакое время... Экономический эффект достигается в основном за счет рационального использования топлива, и здесь боровой «контролер» просто не­заменим. Мало того, что он «в курсе» всего, он же позволяет рассчитать потребность в дизтопливе и маслах на рабочую смену, при полной экипировке машины и так далее, а это и есть реальные деньги.

 

Константинов демонстрирует и еще одну экономичную новинку депо. С 2006 года в Иркутск-Сортировочный начала поступать система контроля и управления тепловозом МСУД — микропроцессорная система управления дизелем. Это не просто «разведчик». Это — полновластный хозяин локомотива. И ходовая, и управленческая часть замыкаются на эту систему. Она намного увеличила производительность работы подвижного состава. На тепловозах серии Т-10 появилась возможность видоизменить ходовую часть, поменять тележки, переоснастить рабочее место машиниста и т.д.

 

В 2007 году в депо появились и 10 тепловозов серии ТЭМ18ДМ, оснащенных системой МСУД, разработки объединения «Трансмашхолдинг». Эта машина способна на еще большее. Она может не только увеличивать свои тяговые возможности, но и экономить... на фонде заработной платы - появилась возможность из кабины одного локомотива, с одного пульта — при необходимости — одновременно управлять двигателями «сплотки» из двух тепловозов.

— Депо постоянно обнов­ляет свой подвижной состав, — говорит главный технолог ТЧ-5 Павел Коваль, - ищет резервы, позволяющие работать в экономичном режиме. Думается, что и эти новинки будут не последними в данном ряду.

Владимир Палагутин (фото автора)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31