С уважением к профессии
Николаю Маслакову с выбором жизненного пути повезло. Как пришел в январе 1974 года в вагонное депо Зима, так и работает здесь осмотрщиком вагонов. А предпосылок к тому, чтобы стать железнодорожником, вроде и не было.
Недавно в жизни старшего осмотрщика вагонов депо Зима Николая Маслакова произошло знаменательное событие. Указом Президента России за заслуги в развитии железнодорожного транспорта, достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации».
Николаю Маслакову с выбором жизненного пути повезло. Как пришел в январе 1974 года в вагонное депо Зима, так и работает здесь осмотрщиком вагонов. А предпосылок к тому, чтобы стать железнодорожником, вроде и не было. Родился в селе Халты Заларинского района, откуда до железной дороги 60 верст по прямой. Родители не железнодорожники, да и манила поначалу авиация. По окончании школы поступил в ГПТУ при авиастроительном заводе в Иркутске. Успел поработать слесарем до призыва в армию. В армии тоже попал «ближе к небу» — служил в знаменитой Псковской воздушно-десантной дивизии.
И все же от судьбы не уйдешь. Она явилась в лице брата Алексея, работавшего мастером в вагонном депо Зима, который и уговорил Николая не искать счастья на стороне.
Так Маслаков стал железнодорожником. Начинал, как и положено, учеником слесаря. А потом приглянулась работа осмотрщиков вагонов. Было в ней больше железнодорожной романтики, что ли, а еще того, что и определяет главное предназначение человека на магистрали - ответственности за жизни других.
И опять началось с ученичества.
— Раньше в ДЦО не учились — постигали все руками под присмотром опытных работников, — вспоминает Николай Николаевич, — Мне на таких повезло. Довелось учиться у Рашида Газизовича Непомнящих и Валерия Алексеевича Гладкевича. К сожалению, обоих уже нет в живых. Настоящие наставники были. Без поблажек. Потому, наверное, я к этой работе так прикипел...
После ученичества Маслаков семь лет отработал осмотрщиком, потом назначили старшим. Но доводилось Николаю замещать и мастеров, и начальника ПТО. Всю «осмотровую кухню» знает как собственную квартиру. И еще больше уважает свою профессию и особую ответственность, которая в ней заложена.
—Всякое приходилось за время работы обнаруживать. Были и трещины в балках, и неисправности буксовых узлов, и дефекты колес. Но серьезных нарушений не попадалось, — говорит Маслаков.
Есть ли у него сомнения или чувство неуверенности, когда «отпускает» состав? Однозначно — нет.
— Иначе в нашей профессии делать нечего. Появились страхи и сомнения — меняй специальность, — убежден Николай Николаевич. — Но и лишней самоуверенности быть не должно. За нею жизни людей.
Много это или мало 1-2 позиции на одном вагоне, которые осмотрщик должен обревизовать обязательно? А если таких вагонов — полновесный состав под сто единиц? И если определены нормативы времени, которые отводятся на осмотр, и которые нельзя растянуть, как резину?
— Конечно, трудности есть, — соглашается Маслаков, — но с опытом их становится как бы меньше. Приборы современные выручают. Да и не в одиночку мы работаем. Рядом товарищи, коллектив.
О своем коллективе Маслаков говорит уважительно, именно ему отдает главную заслугу в своем награждении в 1988 году знаком «Почетный железнодорожник». Работали без браков, нарушений дисциплины, замечаний не имели. Вот и результат. Сегодняшними товарищами тоже доволен. Смена спаянная, текучести почти нет, и молодежь пришла подходящая.
— Андрей Мосичев и Алексей Зубец толковыми осмотрщиками будут. На счету каждого по нескольку обнаруженных неисправностей и отцепов вагонов по внешним признакам, — говорит наставник.
Он счастлив в семье. Вместе с женой Галиной Николаевной, которая отработала до самой пенсии оператором того же ПТО, они воспитали пятерых детей, пошли внуки. А еще гордится Маслаков привязанностью к родному краю.
— Никуда из Зимы не уеду. Здесь моя работа, здесь мой дом... Да и не сторонник я место на место менять.