17 января 2021 02:32

17 января 2021 02:32

Принимаю удар на себя

Свыше пятидесяти классных машинистов считают себя учениками Анатолия Поперняка.
В Слюдянском депо его до сих пор величают Пушкиным локомотивной тяги. Он одинаково виртуозно водил паровозы, пополняя свой архив многочисленными наградами, призами, званиями. Главная среди них — орден Трудового Красного Знамени.
Это случилось в далеком теперь 70-м на остановочном пункте Орленок. В тот злополучный день Поперняка послали на "окно" тянуть путесъемщик.

Свыше пятидесяти классных машинистов считают себя учениками Анатолия Поперняка.

В Слюдянском депо его до сих пор величают Пушкиным локомотивной тяги. Он одинаково виртуозно водил паровозы, пополняя свой архив многочисленными наградами, призами, званиями. Главная среди них — орден Трудового Красного Знамени.

Это случилось в далеком теперь 70-м на остановочном пункте Орленок. В тот злополучный день Поперняка послали на "окно" тянуть путесъемщик. Для движения был открыт один путь главного хода. Диспетчеры «зевнули» и допустили пропуск грузового состава на закрытый путь. Он в последний миг увидел поезд, идущий на таран со страшной скоростью, как потом выяснилось, 115 километров в час, и еще успел крикнуть помощнику:

— Ленька, беги...

 

Тот сиганул под откос. Страшный лязг металла, языки пламени, истошные крики «Машинисты погибли!» взорвали тайгу. Но Анатолий ничего этого не слышал. Ударной волной его выбросило из кабины локомотива и зашвырнуло в кусты придорожного тальника. Потом машиниста в бессознательном состоянии доставили в Шелехов, а в Слюдянку, где его ждали пятеро детей и жена, понеслась черная весть— погиб. Но, к счастью, Поперняк отделался сотрясением мозга. В рубашке, выходит, родился.

Его не хотели подпускать к локомотиву после курса реабилитации в Алуште. Тихо так, деликатно "стелили": ты, дескать, Степаныч, поводи в охотку днем составчики по Кругобайкалке, а там посмотрим. Хотя начальство уже решило поставить Поперняка на аппаратное хозяйство, знало: он выведет отстающий деповской цех в передовики. Все вроде правильно и логично, куда ему теперь водить поезда, в самый раз перейти на спокойную работу ремонтника до самой пенсии. В то время по депо пронеслась весть — Анатолий Степанович вошел в славный ряд ста лучших машинистов страны.

 

Под занавес трудовой деятельности машинист Анатолий Поперняк стал водить электрички от Слюдянки до МысовойЭто не было извинительным жестом со стороны руководства отделения и дороги. Вся его предыдущая трудовая деятельность подтверждала, что он действительно стал одним из лучших машинистов на магистрали. Просто два события, и хорошее, и плохое, как часто в жизни бывает, наложились одно на другое.

...Его отца-железнодорожника репрессировали. Группу из восемнадцати человек со станции Зима обвинили в антиколхозной деятельности. Мать заставили освободить избу и, посадив ее с Толькой в двухосный вагон, где разместились семьи таких же без вины пострадавших, стали возить по линии для выполнения тяжелых путевых работ. Осенью 40-го семью определили на поселение на сороковой километр третьего околотка Ганзуринской дистанции пути.

 

Учился Толя в Улан-Удэ и Гусином Озере, дотянул до шестого класса. В годы войны не до учебы было. Пас скот путейцев, возил собранную подростками облепиху обгоревшим летчикам в госпиталь на станцию Джида, топил баню. Даже получал полноценный путейский паек, 800 граммов хлеба, что по суровым военным временам считалось невиданной удачей. Сегодня Анатолию Степановичу обидно, что таким как он подросткам, работавшим на победу, не засчитали тот тяжкий труд, не стали они тружениками тыла.

Всякое тогда, в сороковые-грозовые, приходилось видеть. Перед Победой один из руководителей парторганизации Улан-Удэнского отделения поручил Тольке... читать библию старообрядцам по субботам в табельной околотка. Поистине, чудны твои дела, Господи. Воинствующий атеист, а потом он станет коммунистом, ударником сталинского призыва, бойко тараторил темным людям священное писание, а те уважительно называли пацана батюшкой.

 

Из-за неполного образования, а после войны Анатолий окончил железнодорожное училище в Улан-Удэ, одновременно получив аттестат об окончании семилетки, он на всю трудовую деятельность останется машинистом второго класса. Хотя в Слюдянском ТЧ, куда его определили после училища, в совершенстве освоил все виды тяги, а его фотография не сходила с досок почета депо, отделения, дороги.

В 50-х годах машинист паровоза Поперняк достиг такого мастерства в экономии угля, что имя его гремело по магистрали. К нему группами отправляли учеников, чтобы перенять передовые методы труда. Тогда эта проблема была на первом плане. Паровозная топка на плече Слюдянка - Мысовая "съедала" за одну ходку десять тонн. В экономии угля ему не было равных, и своими секретами он щедро делился.

...После крушения на глухом таежном перегоне Анатолий Степанович умолял, настаивал, требовал оставить его в машинистах. Своего добился. Еще пятнадцать лет водил он электрички от Слюдянки до Мысовой.

Александр Филиппов (фото автора)
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31