20 января 2021 19:07

20 января 2021 19:07

Вензели – на форму

Профессиональному празднику железнодорожников на самом деле более ста десяти лет.
Бытует мнение, что День железнодорожника — подарок отрасли от советской власти. Между тем этот праздник появился в России задолго до 1917 года.
В отечественной истории император Николай I обоснованно упомянут как «основатель железнодорожного дела в России». Именно при нем все и началось: и первая железная дорога в Царское Село, и первая «всероссийская магистраль» от Санкт-Петербурга до Москвы...

Празднование Дня железнодорожника в зеленом театре ЦПКиО им Горького. В президиуме первый заместитель председателя Совета министров СССР Л.Каганович (третий слева) министр путей сообщения Б.Бещев и другие.Профессиональному празднику железнодорожников на самом деле более ста десяти лет.

Бытует мнение, что День железнодорожника — подарок отрасли от советской власти. Между тем этот праздник появился в России задолго до 1917 года.

В отечественной истории император Николай I обоснованно упомянут как «основатель железнодорожного дела в России». Именно при нем все и началось: и первая железная дорога в Царское Село, и первая «всероссийская магистраль» от Санкт-Петербурга до Москвы...

 

Комитет министров той поры значительным большинством голосов высказался против строительства железных дорог в стране, и только решительность императора заставила консерваторов из правительства приступить-таки к сооружению магистрали между российскими столицами: «Мы терпим от избытка расстояний. Я смотрю на сближение Петербурга с Москвой как на дело великой государственной важности... и надеюсь, что потомство оправдает мое решение». Потомки оценили историческое решение царя.

В 1895 году, к 100-летию со дня рождения Николая I, были приурочены торжественные мероприятия Департамента железных дорог и управлений Царскосельской, Николаевской и Варшавско-Венской железных дорог - тех, что были образованы в его царствование.

Служащим этих дорог были пожалованы «вензелевые изображения имени Императора Николая I на форму одежды». Одновременно красивыми вензелями украсили локомотивы и пассажирские вагоны вышеназванных дорог. К этой же дате на Петербургском и Московском вокзалах установили мраморные бюсты императора Николая Павловича (убраны после 1917 года).

 

Через год приказом министра путей сообщения № 68 от 9 июля (по старому стилю) 1896 года в честь дня рождения императора Николая I устанавливалось ежегодное празднование всеми центральными и местными учреждениями, заведовавшими железными дорогами в России. Вот она, дата отсчета всероссийского праздника железнодорожников - 25 июня 1896 года. Уже 111 лет ему!

Кстати, это был первый профессиональный праздник транспортников не только в нашей стране, но и в Европе.

В тот день, 111 лет тому назад, занятий в центральных и местных железнодорожных учреждениях не было. На крупных станциях и вокзалах устраивались благодарственные молебны. Особенно торжественно прошло богослужение на набережной Фонтанки, дом 117, где тогда располагалось российское Министерство путей сообщения.

 

Перед началом молебна настоятель церкви Института инженеров путей сообщения протоиерей Городцов обратился к присутствующим с пастырским словом. Подчеркнул важность «установления всероссийского празднества по всему ведомству железных дорог». Выделил роль и значение собравшихся здесь «представителей великого всероссийского железнодорожного дела, ответственных за тот рост и за то преуспеяние, которого достигли железные дороги в истекшее столетие...».

И завершил протоиерей свое слово так: «Всякому служению должно предшествовать знание, соединенное с любовию к своему делу. Чем больше любви и понимания дела, тем оно лучше и успешнее совершается...».

 

Столичное торжество завершилось праздничным обедом в Павловске, на Царскосельской дороге. Министр князь М.И.Хилков по поручению Николая II в тот момент находился на линии Транссиба. Всеми делами временно ведал директор канцелярии министра тайный советник А.С.Ермолов. Именно ему и пришлось держать речь на банкете. Причем начал он с тех самых слов, что так часто потом мы слышали все советские годы: «Наш праздник - это торжество труда!».

После Октябрьской революции о Дне железнодорожника не вспоминали почти 20 лет. Замечательную эту традицию в СССР возродили лишь в 1936 году. И в этот раз праздник тружеников стальных магистралей стал первым профессиональным праздником в Стране Советов.

Центральные партийные органы в те годы задействовали весьма эффективный рычаг идеологического воздействия - всесоюзные совещания рабочих и работниц - стахановцев промышленности и транспорта.

 

Ряд таких совещаний прошел в 1935 - 1936 годах в Кремле. На них приглашались со многих дорог лучшие паровозники, путейцы, движенцы, работники заводов транспорта, вагонники, связисты.

Такие совещания, кстати, проходили критично, хлестко и были деловыми по своей сути. Нередко застарелые вопросы тут же решались без волокиты и действенно, что способствовало авторитету таких мероприятий. Именно здесь наряду с конкретными предложениями не раз звучали мысли о Дне железнодорожника как дне максимальных трудовых усилий во славу Родины.

В результате появилось-таки долгожданное постановление за подписью тогдашнего формального главы государства М.И.Калинина: «...Удовлетворить просьбу рабочих и служащих Сталинской, Донецкой, Октябрьской, Ленинской, им. Л.М.Кагановича и других железных дорог об установлении ежегодно в годовщину приема железнодорожников руководителями партии и правительства - 30 июля - «Всесоюзного дня железнодорожного транспорта Советского Союза...». Спустя четыре года время отраслевого праздника установили в первый выходной день августа.

 

Первый в новейшей истории страны День железнодорожника был объявлен всенародным праздником, и подготовка к нему шла по всему Союзу. Но центральными площадками стали два столичных парка - имени Горького и Сокольники.

Основное торжество проходило на открытом воздухе, среди цветов в Зеленом театре парка имени Горького, вмещавшем 20 тысяч зрителей. При входе в парк гостей встречали поднятые «крылья» бутафорских семафоров: путь открыт, празднику - зеленая улица!

По сообщениям газет тех лет, около 300 тысяч человек побывали в парке имени Горького. Практически весь громадный и так любимый тогда парк принадлежал железнодорожникам: после торжественной части здесь веселились допоздна. Парк звенел песнями: в те трудные годы люди особенно много и хорошо пели - у всех на слуху тогда были лирические мелодии наших композиторов-песенников о родной стране, ее столице, светлом будущем, что виделось где-то совсем близко. Весь вечер в аллеях и на набережной Москвы-реки играла музыка, под задорную медь духовых оркестров ноги сами несли в круг танцующих.

 

В последующие годы празднование стало жестко регламентироваться, какая-то живинка истаяла. Торжественные заседания МПС СССР и ЦК профсоюза железнодорожников обычно проходили в лучших залах столицы. А вот в ЦПКиО имени Горького железнодорожники вернулись только спустя 110 лет после учреждения праздника. Но, может, традиция народных гуляний возродится?

Юлиан Толстов,
историк-архивист.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31