31 октября 2020 10:42

31 октября 2020 10:42

Место работы - Байкал

110 лет станция у истока Ангары носит имя Славного моря.
Какая-то необъяснимая энергетика Байкала, словно неведомая таинственная сила, неумолимо тянет на его берега разных по возрасту, национальности, социальному статусу людей. Вот и начавшаяся не так давно одиссея двух глубоководных научно-исследовательских аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» должна приоткрыть новые, доселе неизвестные страницы жизни чудо-озера.

Е.Мухорламова и А.Шевченко110 лет станция у истока Ангары носит имя Славного моря.

 

Какая-то необъяснимая энергетика Байкала, словно неведомая таинственная сила, неумолимо тянет на его берега разных по возрасту, национальности, социальному статусу людей. Вот и начавшаяся не так давно одиссея двух глубоководных научно-исследовательских аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» должна приоткрыть новые, доселе неизвестные страницы жизни чудо-озера.

 

— Слышал, что где-то на дне Байкала лежит золото адмирала Колчака, — как бы невзначай, в продолжение темы «миров» говорит машинист-прогревальщик локомотивов Александр Шевченко, — а что, всякое может быть...

Александр Михайлович многое повидал на своем машинистском веку. В локомотивном депо Слюдянка он трудится с 1963 года. 39 лет отработал в грузовом движении. И не удивительно, что колоссальный опыт специалиста востребован и сегодня.

— Здоровье, слава Богу, позволяет, что бы и не поработать? — рассуждает ветеран. — Дело мое нехитрое — по прибытии поездов на станцию Байкал обеспечить экипировку и охрану локомотивов. Чаще всего это тепловозы, но в последнее время появились и паровозы. Заезжаю сюда из Слюдянки безвыездно на неделю. Есть у нас свои комнаты отдыха — там готовятся к обратной поездке локомотивные бригады и проводники.

На станцию Байкал из Слюдянки пять раз в неделю (кроме среды и субботы) ходит пригородный поезд. В народе его еще называют «мотаня» за неспешность хода — почти стокилометровый участок Кругобайкалки он преодолевает аж за шесть часов...

 

Памятник-паровоз— Большинство местных жителей, желающих через Слюдянку попасть на «большую землю», такое путешествие не очень прельщает. Многие пользуются услугами паромной переправы «Порт Байкал - Листвянка»: каких-то десять минут, и вы на автобусной остановке у Лимнологического института, а оттуда до Иркутска час езды, — вступает в разговор дежурная по станции Байкал Елена Мухорламова. — Зато для отечественных и зарубежных туристов неспешная «мотаня» в самый раз: можно посмотреть все красоты и достопримечательности Кругобайкальской железной дороги. Наша станция, как и вся КБЖД, в последние годы переживает настоящий туристический бум. С мая по сентябрь курсирует туристический поезд «Кругобайкальский экспресс», а с июня - «Байкальский круиз», следующие по маршруту Иркутск — Слюдянка — Байкал. 

Красоты Кругобайкалки оценили и весьма солидные тур-операторы из Москвы. КБЖД стала одной из самых увлекательных составляющих круизных туров на ретро-поездах. Что ж, на станции Байкал действительно есть на что посмотреть. Взять хотя бы обновленное здание вокзала, воссозданное в стиле промышленной архитектуры начала ХХ века по оригинальным чертежам 1905 года.

 

— Его открытие состоялось первого сентября 2005 года в рамках празднования 100-летия Кругобайкальской железной дороги, — напоминает начальник станции Байкал Федор Зубков. — Как видите, теперь в этом просторном двухэтажном здании располагаемся не только мы, станционники, но и пассажирники со своими сервис-центром, киоском по продаже сувениров, баром, комфортабельной гостиницей. Нашлось место и для музея. Если вы хотите в полной мере понять специфику нашей станции и одноименного поселка, то лучшей собеседницы, чем Людмила Леонидовна Хачатурян, вам не найти...

— Предложение стать смотрителем-экскурсоводом филиала музея истории ВСЖД на станции Байкал было для меня, выпускницы географического факультета Иркутского университета, несколько неожиданным, — рассказывает Хачатурян. — В то время, как, впрочем, и сейчас, местом основной моей работы является метеостанция Иркутского гидрометцентра «Исток Ангары»,  что расположена в поселке Листвянка. Однако еще со школьной скамьи меня интересовала история и краеведение. Поэтому я с большим желанием стала заниматься новым для себя делом — штудировать соответствующую литературу, интересоваться всем, что так или иначе связано с нашим Байкалом.

 

Смотритель-экскурсовод Л.Хачатурян По словам Людмилы Хачатурян, точкой исторического отсчета станции Байкал стал 1898 год. За свои 110 лет она пережила многое. Станцию Байкал нередко называют воротами Кругобайкалки. И это не только образное сравнение. Ведь именно с левого берега истока Ангары начиналась эпопея строительства КБЖД, отсюда (до 1905 года) осуществлялась паромная переправа грузовых и пассажирских вагонов до Мысовой, а впоследствии — до Танхоя. Полвека (до 1956 года) станция была составной частью Транссиба. После завершения строительства Иркутской ГЭС участок Иркутск- Байкал оказался в зоне затопления Иркутского водохранилища. Перед этим был возведен горноперевальный участок железной дороги Иркутск — Большой Луг — Слюдянка. До 70-х годов станция Байкал, как, впрочем, и вся КБЖД, была малодеятельной. Некоторое оживление наблюдалось в начальный период разворота строительства Байкало-Амурской магистрали. Тогда от причала порта Байкал на север шли целые караваны судов со строительными материалами и техникой. Потом снова наступило затишье. Потихоньку стал хиреть некогда солидный порт. Одно слово — тупиковая станция...

— В середине 90-х у нас появилось новое производство — завод по розливу глубинной байкальской воды. Правда, особой прибавки в грузовой работе это предприятие нам не добавило, — говорит начальник станции Байкал, — в среднем в месяц ОАО «Байкальские воды» отгружает порядка одного-двух вагонов. С началом отопительного сезона для поселка Байкал по железной дороге идет уголь. Вот, пожалуй, и все. Другое дело — пассажирские перевозки, которые растут год от года.

 

В порту БайкалПоселок Байкал раскинулся узкой прибрежной полоской у озера и вытекающей из него Ангары. Со всех сторон поселок прижимают крутые горы, и лишь в нескольких распадках каким-то образом умещаются незамысловатые деревянные домики. Диву даешься, как еще местные жители умудряются держать скот и огороды, ведь мест для выпаса практически нет, а для того чтобы вырастить ту же картошку, нужно сооружать на отвесных склонах террасы. В поселке немало дачников, поскольку купить домик здесь все же дешевле, нежели под Иркутском или в той же Листвянке.

Примета времени — множество торговых точек по продаже прохладительных напитков и сувениров. Да это и понятно — спрос, то бишь наплыв туристов на Кругобайкалку, и рождает такое предложение. Потихоньку в поселке стали появляться и свои мини-гостиницы, рассчитанные всего на несколько десятков посетителей. И все же для многих самым доходным занятием, как и век назад, остается ловля знаменитого байкальского омуля.  

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31