22 октября 2020 11:48

22 октября 2020 11:48

Родившийся в рубашке

Он много раз попадал под бомбежки, но чудом остался жив.
Позавчера в Иркутске возле Вечного огня состоялась встреча ветеранов железнодорожных войск, посвященная их празднику, отмечаемому ежегодно 6 августа. Пришел на нее, чтобы возложить цветы к мемориалу земляков, погибших на фронте, и Александр Ермолаевич Медведев, в прошлом начальник пожарного поезда ВОХР Восточно-Сибирской магистрали.

Он много раз попадал под бомбежки, но чудом остался жив.

 

Позавчера в Иркутске возле Вечного огня состоялась встреча ветеранов железнодорожных войск, посвященная их празднику, отмечаемому ежегодно 6 августа. Пришел на нее, чтобы возложить цветы к мемориалу земляков, погибших на фронте, и Александр Ермолаевич Медведев, в прошлом начальник пожарного поезда ВОХР Восточно-Сибирской магистрали.

 

Ему, как и его боевым товарищам, было о чем вспомнить в этот священный день.

Весть о нападении немецко-фашистских захватчиков на Советский Союз застигла рядового Красной Армии, призванного на службу годом раньше из Кировской области, в Хабаровске. Там он в составе 7-й железнодорожной бригады строил тоннель под Амуром. Этот объект относился к числу стратегических и должен был сыграть важную роль на случай уничтожения вражеской авиацией мостов. В воздухе уже пахло порохом. 

Работали солдаты не считаясь со временем, по 18 - 20 часов в сутки. Каждый прекрасно понимал важность задачи. Да и командующий Дальневосточным округом генерал Апанасенко, постоянно наведывавшийся на стройку, не давал покоя, торопил сдать тоннель к концу 1941 года.

 

...Первую долгожданную увольнительную Александр получил в воскресенье 22 июня. Решил с друзьями побродить по городу, а ближе к вечеру заглянуть в парк, потанцевать с местными девчатами. Увы, покружиться в вальсе красноармейцам не довелось. Днем они узнали о начале войны и прибыли в распоряжение бригады. Многие изъявили желание немедленно пойти добровольцами на фронт, однако всем велели оставаться на месте, продолжать возведение объекта. К концу года тоннель был готов.

Солдаты надеялись, что теперь их часть перебросят поближе к передовой. Куда там - поступил приказ ехать на Байкал, строить тоннели в районе поселка Култук, где прокладывался объездной путь Иркутск - Слюдянка. И снова начались суровые будни с изнурительным 18-20 часовым рабочим днем, со скудным питанием и нехваткой обмундирования. Впрочем, такие спартанские условия становились привычными и уже, конечно, никого не пугали. Медведева тем более. Он в двенадцать лет лишился родителей (отец бросил семью, мать умерла от тифа) и рос круглым сиротой, кормился с братьями и сестрами подаянием, ходил в латаных-перелатаных обносках, а летом вообще босиком.

 

На строительстве тоннелей возле Байкала железнодорожная бригада работала весь 1942 год. В начале 1943-го ее наконец отправили на фронт, в район Воронежа, где разворачивались тяжелые бои. Здесь, перед городом Валуйки, Александра Ермолаевича и ждало боевое крещение, после которого чудом остался жив. Двигавшийся впереди на восстановление путей 61-й батальон почти полностью полег вдоль насыпи при налете вражеской авиации. Не лучшая участь грозила и 60-му батальону, но его командир, увидев в небе «раму» - немецкий самолет-корректировщик, моментально отдал приказ:

- Всем срочно зарываться в землю. Не зря стервятник кружит, скоро за ним стая прилетит.

И верно. Через какие-то минуты раздался гул «юнкерсов». Неподалеку громыхнула одна бомба, за ней - вторая... Медведев скатился в глубокую воронку, сверху на него свалились еще двое солдат. Вся местность кругом сотрясалась от взрывов. Казалось, никого не минует смертная чаша. К счастью, обошлось. Обходилось и потом, когда попадал под бомбежки на территории Украины, Польши, Германии. Как-то после очередного налета немецкой авиации, когда лежавшему рядом солдату оторвало ногу, командир батальона, глядя на Александра, сказал:

- Ну, брат, ты в рубашке родился, не иначе.

 

С фронта Медведев уезжал с одним легким ранением и несколькими наградами, включая орден Отечественной войны второй степени. В течение трех лет не расставался с родным батальоном - завершал строительство тоннелей на объездной дороге Иркутск - Слюдянка. А в 1948 году по совету однополчан устроился бойцом в пожарный поезд военизированной охраны ВСЖД. Там тоже не раз попадал в разные переплеты (с огнем шутки плохи), но рубашка, о которой говорил комбат, по-прежнему выручала бывалого солдата. 

 

Константин Житов. Фото автора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31